КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
01.09.2020
Использование логоритмических упражнений в режимных моментах групп компенсирующей направленности
Использование малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста
19.10.2022
Приёмы формирования грамматически правильной речи у дошкольников
«Реализация содержания адаптированной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи, в образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с требованиями ФАОП ДО и ФГОС ДО»
15.03.2024
Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов, по организации работы с детьми с ТНР, в образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с требованиями ФАОП ДО и ФГОС ДО».
Что такое ФАОП ДО?
ФАОП
ДО - это Федеральная адаптированная образовательная программа для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ), составлена на основе
ФОП ДО-(федеральной образовательной
программы дошкольного образования), с учетом нарушений в развитии ребенка с
ОВЗ.
Какая цель внедрения ФАОП
ДО?
Цель Программы: обеспечение
условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми
потребностями обучающегося дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья.
ФАОП ДО станет
основой для разработки АОП детского сада.
ФАОП ДО
определяет объем, содержание, планируемые результаты обязательной части АОП
детского сада, в условиях групп компенсирующей направленности. Обязательными к
выполнению станут Федеральная программа воспитания и федеральный календарный
план воспитательный работы.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы.
К концу данного возрастного этапа ребенок:
1) обладает
сформированной мотивацией к школьному обучению;
2) усваивает
значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
3)
употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;
4) умеет
подбирать слова с противоположным и сходным значением;
5) правильно
употребляет основные грамматические формы слова;
6)
составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с
элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания,
составляет творческие рассказы;
7) владеет
простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы
фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний
план), осуществляет операции фонематического синтеза;
8) осознает
слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов
(двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами,
односложных);
9) правильно
произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
10) владеет
основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и
самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении,
конструировании;
11) выбирает
род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво
взаимодействует с детьми;
12)
участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
13) передает
как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;
14)
регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет
кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства,
взаимопомощи, взаимной поддержки;
15)
отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и педагогическим
работником, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость
от педагогического работника;
16)
использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства
с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством,
историческими сведениями, мультфильмами;
17)
использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции:
словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования
деятельности;
18)
устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и
функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений
и практического экспериментирования;
19)
определяет пространственное расположение предметов относительно себя,
геометрические фигуры;
20) владеет
элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти,
знает цифры 0, 1-9, соотносит их с количеством предметов, решает простые
арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного
материала символические изображения;
21)
определяет времена года, части суток;
22) самостоятельно
получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
23)
пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по иллюстративному
материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает
эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт обучающихся;
24)
составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок,
используя графические схемы, наглядные опоры;
25)
составляет с помощью педагогического работника небольшие сообщения, рассказы из
личного опыта;
26) владеет
предпосылками овладения грамотой;
27)
стремится к использованию различных средств и материалов в процессе
изобразительной деятельности;
28) имеет
элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения
искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка),
воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;
29)
проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки,
к музыкальным инструментам;
30)
сопереживает персонажам художественных произведений;
31)
выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции
педагогических работников: согласованные движения, а также разноименные и
разнонаправленные движения;
32)
осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе
спортивных упражнений;
33) знает и
подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;
34) владеет
элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
Образовательная
область «Речевое развитие»
В
образовательной области «Речевое развитие»
основными задачами образовательной деятельности с детьми является создание
условий для:
⎯ овладения речью как средством общения и
культуры;
⎯ обогащения
активного словаря;
⎯ развития связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи;
⎯ развития
речевого творчества;
⎯ развития звуковой и интонационной
культуры речи, фонематического слуха;
⎯ знакомства с
книжной культурой, детской литературой;
⎯ развития понимания на слух текстов
различных жанров детской литературы; формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
⎯ профилактики речевых нарушений и их системных последствий.
Основное содержание образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста:
Ведущим
направлением работы в рамках образовательной области "Речевое развитие" является формирование связной речи
обучающихся с ТНР.
В этот
период основное внимание уделяется стимулированию речевой активности
обучающихся. У них формируется мотивационно-потребностный компонент речевой
деятельности, развиваются ее когнитивные предпосылки: восприятие, внимание,
память, мышление. Одной из важных задач обучения является формирование
вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного
восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного
мира. Различение, уточнение и обобщение предметных понятий становится базой для
развития активной речи обучающихся. Для развития фразовой речи обучающихся
проводятся занятия с использованием приемов комментированного рисования,
обучения рассказыванию по литературным произведениям, по иллюстративному
материалу. Для совершенствования планирующей функции речи обучающихся обучают
намечать основные этапы предстоящего выполнения задания. Совместно со
педагогическим работником, а затем самостоятельно детям предлагается составлять
простейший словесный отчет о содержании и последовательности действий в
различных видах деятельности.
Педагогические
работники создают условия для развития коммуникативной активности обучающихся с
ТНР в быту, играх и на занятиях. Для этого, в ходе специально организованных
игр и в совместной деятельности, ведется формирование средств межличностного
взаимодействия обучающихся. Педагогические работники предлагают детям различные
ситуации, позволяющие моделировать социальные отношения в игровой деятельности.
Они создают условия для расширения словарного запаса через эмоциональный,
бытовой, предметный, социальный и игровой опыт обучающихся.
У
обучающихся активно развивается способность к использованию речи в повседневном
общении, а также стимулируется использование речи в области
познавательно-исследовательского, художественно-эстетического,
социально-коммуникативного и других видов развития. Педагогические работники
могут стимулировать использование речи для познавательно-исследовательского
развития обучающихся, например, отвечая на вопросы "Почему?..",
"Когда?..", обращая внимание обучающихся на последовательность
повседневных событий, различия и сходства, причинно-следственные связи,
развивая идеи, высказанные детьми, вербально дополняя их.
В сфере
приобщения обучающихся к культуре чтения литературных произведений
педагогические работники читают детям книги, стихи, вспоминают содержание и
обсуждают вместе с детьми прочитанное, способствуя пониманию прочитанного.
Детям, которые хотят читать сами, предоставляется такая возможность.
Для
формирования у обучающихся мотивации к школьному обучению, в работу по развитию
речи обучающихся с ТНР включаются занятия по подготовке их к обучению грамоте.
Эту работу воспитатель и учитель-логопед проводят, исходя из особенностей и
возможностей развития обучающихся старшего дошкольного возраста с речевыми
нарушениями. Содержание занятий по развитию речи тесно связано с содержанием
логопедической работы, а также работы, которую проводят с детьми другие
специалисты.
Задачи по освоению образовательных областей: «Развитие речи» Развитие всех компонентов устной речи:
-обогащать
речь детей существительными, обозначающими предметы; прилагательными,
характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими
взаимоотношения людей, их отношение к труду;
-помогать
употреблять слова в точном соответствии со смыслом;
-закреплять
правильное, отчетливое произнесение звуков, учить различать на слух и отчетливо
произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки;
-учить
определять место звука в слове (начало, середина, конец);
-отрабатывать
интонационную выразительность речи;
-совершенствовать
умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными,
прилагательные с существительными;
-знакомить
с разными способами образования слов;
-упражнять
в образовании однокоренных слов;
-формировать
умение составлять по образцу простые и сложные предложения;
-совершенствовать
диалогическую форму речи; -развивать монологическую форму речи.
Восприятие
художественной литературы
Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать свое отношение к прочитанному. Знакомить с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений. Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках. Формировать интерес к художественному оформлению книг, совершенствовать навык рассматривания иллюстраций. Учить сравнивать иллюстрации разных художников к одному произведению. Создавать условия для развития способностей и талантов, заложенных природой. Способствовать выражению эмоциональных проявлений.
Вариативные формы,
способы, методы и средства реализации программы Выбор педагогом педагогически обоснованных форм, методов, средств реализации
ФАОП ДО, адекватных образовательным потребностям и предпочтениям детей, их
соотношение и интеграция при решении задач воспитания и обучения обеспечивает
их вариативность. Вариативность форм, методов и средств реализации ФАОП зависит
не только от учета возрастных особенностей обучающихся, их индивидуальных и
особых образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов,
ожиданий, желаний детей. Важное значение имеет признание приоритетной
субъективной позиции ребенка в образовательном процессе. Методы реализации
задач воспитания Методы реализации задач обучения • методы организации опыта поведения и
деятельности (приучение к положительным формам общественного поведения,
упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы) • методы осознания детьми опыта поведения и
деятельности (рассказ на моральные темы, разъяснение норм и правил поведения,
чтение художественной литературы, этические беседы, обсуждение • традиционные методы
(словесные, наглядные, практические) • методы, в основе
которых положен характер познавательной деятельности детей • методы осознания • информационно-рецептивный метод: действия
ребенка с объектом изучения организуются по представляемой информации
(распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и
диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы педагога или детей,
чтение) • репродуктивный метод
предполагает создание условий для воспроизведения представлений и способов
деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца
педагога, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или
предметно-схематическую модель) 27 27 поступков и жизненных ситуаций, личный
пример) • методы мотивации
опыта поведения деятельности (поощрение, методы развития эмоций, игры,
соревнования, проектные методы) • метод проблемного
изложения представляет собой постановку проблемы и раскрытие пути ее решения в
процессе организации опытов, наблюдений • эвристический метод:
(частично-поисковая) проблемная задача делится на части – проблемы, в решении
которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях) • исследовательский
метод включает составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для
экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование)
«Образовательная область «Речевое развитие» в ФОП ДО. Новые подходы к реализации»
19.09.2024
п.20.4.1.ФОП
ДО
Задачи
образовательной деятельности с детьми по речевому развитию
(по
направлениям)
- формирование словаря
- звуковая
культура речи
- грамматический
строй речи
- связная
речь
- подготовка
к обучению грамоте
- интерес
к художественной литературе
Рассмотрим каждый компонент в отдельности.
1. Развитие лексической
стороны речи. Обогащение, расширение и активизация
словарного запаса детей. Обогащение детской лексики новыми словами на основе
углубления представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей
действительности. Способствовать не только количественному росту словаря, но и
качественному совершенству. Поощрять проявление внимания детей к незнакомым
словам и желание узнавать, что они обозначают.
2. Формирование грамматического строя речи.
Правильное употребление слов в словосочетаниях и предложениях ( согласование в
роде, числе и падеже, употребление предлогов, Поощрять стремление детей
составлять из слов словосочетания и предложения. Обучение составлению и
распространению простых предложений за счет однородных членов: подлежащих,
определений, сказуемых. Способствовать появлению в речи детей предложений сложных
конструкций. Учить выразительно использовать в речи простые предложения
различные по цели высказывания (повествовательные, вопросительные,
побудительные).
3. Развитие и
совершенствование звуковой культуры речи. Развивать
фонематический слух. Уточнять и закреплять произношение звуков родного языка.
Вырабатывать четкое произнесение слов, предложений, спокойный темп и
размеренный ритм речи. Развивать интонационную выразительность в специальных
игровых упражнениях, средствами театрализованной деятельности.
4. Развитие связной
речи детей. Диалогическая речь. В особых коммуникативных
ситуациях упражнять детей в умении вести диалог (беседу), поддерживать и
начинать его. Начать приобщать детей к правилам ведения диалога (умение слушать
и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в
соответствии с услышанным). Объяснять (и закреплять через личный опыт в
повседневной жизни и в других видах деятельности), что языковое насыщение
диалога (какие слова и выражения употребляешь, с какой интонацией произносишь
фразы и реплики) зависит от того, с кем и по какому поводу идет общение. Учить
детей сознательно отбирать и пользоваться языковым материалом в зависимости от
социальной ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность,
прощание). Обучать ребенка быть вежливым и тактичным в диалоге со взрослыми и
детьми. Монологическая речь.
Готовить к обучению монологическим типам речи (описанию и повествованию).
Описание.
Упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния,
действия. Учить выделять объект речи при описании. Упражнять в умении
соотносить объекты речи с соответствующими описаниями. Упражнять в умении
составлять простые перечисления (объектов, качеств, свойств, состояний,
действий и пр.). Учить расширять высказывания описательного характера.
Упражнять в составлении высказываний описательного характера, состоящих из 2—4 предложений.
Повествование.
Упражнять детей в восстановлении простых последовательностей в знакомых сказках
(в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или
действия). Упражнять в составлении простых последовательностей (какие герои
появлялись, какие события развивались), которые педагог соединяет в сюжеты (с
использованием наглядности, без наглядности, с частичным использованием
наглядности). Учить детей составлять повествовательные высказывания путем
изменения знакомых текстов: по аналогии («Сказки на новый лад» — например,
вспоминаем сказку «Репка», а затем ребенок рассказывает свою сказку «Свекла»
(«Морковка», «Редиска» и т. п.), путем изменения или добавления отдельных
эпизодов текста. Упражнять в пересказе произведений путем перевода
стихотворного текста в повествовательный (прозу). Поощрять желание детей
составлять собственные повествовательные высказывания (по рассказам в
картинках, по собственным рисункам и т. п.). Мы знаем, что ребенок развивается
в среде, в которой действует.
Для развития
компонентов устной речи в группе создаются условия.
СОЗДАНИЕ
УСЛОВИЙ В ГРУППЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Работа
по развитию речи детей потребует от педагогов создания в группе определенных
условий. Для этого необходимо оборудовать речевой центр — специальное место
(обособленное от игровых зон), где проходит индивидуальная и подгрупповая
работа по развитию речи.
Младший
возраст. В речевом центре хранится все
необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми: сюжетные и
предметные картинки; наборы картинок для работы по активизации и обогащению
словаря; разнообразные поддувалочки; дополнительные пособия и материалы для
развития мелкой моторики рук (крупная мозаика, застежки, шнуровки, крупные
бусины). В уголке педагоги хранят пособия, которыми они пользуются в своей
работе с детьми: книги с речевыми упражнениями, тетради со скороговорками и чистоговорками,
дидактические игры по развитию речи. Речевой дворик создается в речевом центре
или рядом. Он включает в себя дидактические игрушки в среде обитания (собака со
щенком около конуры, белка на дереве около дупла….) Весь материал находится в
доступном для детей месте.
Со
средней группы. В речевом центре ставится рабочий стол.
Над столом вешается большое зеркало прямоугольной формы. Смотря в зеркало
(например, при работе со звуками, выполнении артикуляционных упражнений), и
педагог, и ребенок видят свое отражение. Зеркало находится над столом на такой
высоте, чтобы ребенок сидя видел в нем свое отражение и, конечно, отражение
педагога. При необходимости речевой центр обязательно оборудуется местным
освещением: настольной лампой или бра.
В речевом центре хранится все необходимое для
индивидуальной и подгрупповой работы с детьми: сюжетные и предметные картинки;
наборы картинок для работы с различными звуками; карточки с описаниями и
фотографиями (картинками), объясняющими правильное выполнение артикуляционных
упражнений; разнообразные поддувалочки; дополнительные пособия и материалы для
развития мелкой моторики рук (счетные палочки, штампики и др.).
В
центре педагоги хранят тетрадь для индивидуальной работы по звуковой культуре,
где педагоги фиксируют свою работу. Речевой дворик создается в речевом центре
или рядом. Он включает в себя чудо-дерево, дидактический домик, разнообразных
жителей. Чудо-дерево появляется первым. Оно будет жить (и даже расти) вместе с
детьми до их выхода из детского сада. С помощью чудесного дерева воспитатели
решают самые разнообразные задачи по всем направлениям развития речи. Введение
образа дерева можно провести примерно так. Воспитатель напоминает (или
знакомит) детям сказку К. И. Чуковского «Чудо-дерево»: «В сказке на чудо-дереве
росли не листочки, не цветочки, а чулки да башмаки. В нашей группе тоже
появилось необычное деревце. На нем будут появляться для нас подарочки и
сюрпризы, интересные загадки и задания. Какие? Мы скоро узнаем. А сейчас давайте
рассмотрим наше удивительное деревце». Дерево можно сделать по-разному. Здесь
творчество воспитателей не ограничено. Это может быть плоскостное изображение
на стене с набором крючков (разного цвета), на которых в последующем будут
появляться картинки, письма с игровыми упражнениями и заданиями детям (всей
группе и отдельным ребятам). Крону дерева можно сделать по принципу книги.
Тогда диапазон использования пособия резко расширяется. Например, на одних
разворотах воспитатели готовят задания под разные речевые задачи для всей
группы; на других — упражнения для подгрупповой или индивидуальной работы с
детьми. Деревом может стать ветка от настоящего дерева. Ветку ставят в
устойчивый сосуд или на подставку. Картинки и послания-задания детям
развешиваются на веточки. Все задания воспитатели готовят заранее (не на глазах
у детей). Тогда они носят характер сюрприза. Копилка слов (в картинках). После
соответствующей работы картинки с дерева собираются в коробочку (сундучок). Это
— копилка, своеобразный накопитель наглядного материала. В последующем
воспитатели используют картинки для решения разных речевых задач. Например,
подбор картинок, названия которых начинаются на заданный звук; отбор картинок
под определенные слова-обобщения; составление по набору картинок отдельных
предложений и (или) небольших рассказиков (часто совместно с воспитателем);
подбор картинок с изображением предметов, подходящих к слову деревянный
(пластмассовый, металлический и др.); игровое упражнение «Загадай слово»
(несколько картинок выкладывают в ряд; дети по очереди загадывают слово и
рассказывают, между какими картинками (словами) оно находится (перед каким
словом оно находится, после какого слова оно находится и т. д.); игровая
ситуация «Магазин» (дети «покупают» все спортивные (сладкие, зимние и др.)
слова) и многое другое.
Игры
на поддувание. На чудесном дереве периодически
появляются различные поддувалочки (листочки, пушочки, бабочки, лодочки и др.).
Это — подарочки детям. В процессе игр с ними дети развивают речевое дыхание.
Игры и задания для развития мелкой моторики руки. Дети периодически получают от
дерева задания-просьбы. Например, украсить его ветви цветами (ниткопись,
штампы); сложить для жителей речевого дворика колодец, построить заборчик из
спичек (с очищенными от серы концами) и т. п.
Дидактический
домик широко используется в индивидуальной и подгрупповой
работе. Его желательно сделать из простой коробки с плоской крышей — крышкой,
которую можно снять и заглянуть внутрь (для отработки предлога в). Домик стоит
на опорах (высота около 5—6 см) — для отработки предлога под. Вокруг домика
разворачиваются разные события, содержание которых направлено на отработку
пространственных предлогов. Домик заселяют разные персонажи по усмотрению
воспитателя и с учетом интересов детей конкретной группы. Персонажи в течение
года играют в прятки и другие игры, встречают и провожают гостей, расставляют
мебель в домике, путешествуют, их ждут разнообразные встречи и т. д. Большую
роль в развитии речи детей играет речевая среда. Это связано с тем, что именно
в данном возрасте отмечается рост критического отношения ребенка к речи
окружающих (особенно к произношению звуков и слов); у детей появляется
способность контролировать собственную речь.
Исходя
из всего сказанного, важно, чтобы:
•
в окружении детей звучала чистая, правильная, грамотная, культурная и богатая
речь;
• детям много выразительно читали;
•
дети имели возможность прослушивать записи художественных произведений в
исполнении профессиональных чтецов;
•
окружающие взрослые умели тактично исправлять речевые ошибки и неточности
ребенка;
• взрослые учили детей
слушать себя, находить в собственной речи положительные и отрицательные моменты
(например, педагог обращается к ребенку: «Как интересно ты сейчас рассказал
про... Мне очень понравилось, как ты говорил. Как ты думаешь, что в твоей речи
мне больше всего понравилось?» или «Как красиво ты сказал о цветке. Как ты
думаешь, какие слова мне больше всего понравились? А какие слова понравились
(не понравились) тебе?» И т. п.).
25.02.2021

Просмотров всего: , сегодня:
19.02.2021

Просмотров всего: , сегодня:
11.01.2021

Просмотров всего: , сегодня: