КОНСУЛЬТАЦИИ - 2025 ГОД
15.01.2025
«Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»
15.01.2025
Ранний возраст является самоценным
возрастным этапом развития ребенка.
В этот период особое
место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом, которое становится важнейшей
предпосылкой становления вербальных, то
есть речевых форм коммуникации. Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в
раннем возрасте: от 1 года до 5 лет.
Именно в этот период ребёнка нужно научить самостоятельно пользоваться словами, стимулируя его речевую
активность.
Проблема развития
активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:
v Сензитивность детей от 1 года 3 лет к развитию
речи; ранний возраст — это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным
новообразование этого периода является
овладение речью, которая становится основой для
дальнейшего развития ребенка; дошкольный возраст – это расцвет речевой активности ребенка, формирование всех
сторон речи, усвоение дошкольником норм и правил родного языка.
v Речь постепенно становится важнейшим средством
передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых.
v Значительное ухудшение здоровья детей может
способствовать появлению речевых
нарушений.
v Постоянно растет число детей, имеющих нарушения
речи, связанные с отсутствием внимания к
развитию устной речи со стороны как родителей,
так и педагогов.
v Существенное сужение объема «живого» общения
родителей и детей.
v Глобальное снижение уровня речевой и
познавательной культуры в обществе.
Поэтому важно с раннего возраста начинать
работу по развитию речевой активности
детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании
речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному
развитию ребенка.
Реальную и полноценную помощь малышу могут
оказать только те лица, которые постоянно взаимодействуют с ним, используя в
игровой и предметно - практической
деятельности с ребёнком специальные методы и
приёмы для стимуляции речевой активности и речевого общения, направленные
на:
· формирование мотивационно - побудительного уровня речевой деятельности;
· совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого,
сверстников и речевому подражанию —
эхолалии;
· развитие психофизиологической основы речевой деятельности:
разных видов восприятия,
физиологического и речевого дыхания,
артикуляционных навыков;
· формирование внутреннего и внешнего лексикона
(номинативного, предикативного, и
атрибутивного, обеспечивающего минимальное
общение;
· формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического)
структурирования речевого высказывания;
· формирование у ребёнка способности к созданию внутреннего плана, программы
высказывания (по началу — примитивного);
· профилактику возникновения вторичных речевых нарушений.
Исходя из задач по развитию речи, подбираем
методы и приемы, направленные на
развитие речевой активности дошкольников.
Формой организации детей
могут быть как специально организованные
занятия, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование
его активной речи. Это достигается за
счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов.
Наглядные методы: наблюдение за живыми объектами - кошкой,
собакой, птицей и т. д.; наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей
группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т. д.; рассматривание игрушек, предметов и картин;
изобразительная наглядность.
Практические методы: дидактические игры и упражнения; пальчиковые игры;
хороводные игры; игры – драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы; игры с правилами.
Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок
с использованием наглядности; чтение и
рассказывание рассказов, заучивание
стихотворений с использованием наглядности.
Приемы стимулирования
речевой деятельности детей младшего
дошкольного возраста:
· Диалог-образец.
· Разговор с самим собой.
· Параллельный разговор.
· Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.
· Распространение.
· Использование малых форм фольклора.
· Звукоподражание.
· Упражнения на развитие речевого дыхания.
· Выбор.
· Поручения.
· Опосредованное общение.
· Продуктивные виды деятельности.
· Замещение.
· Музыкальные игры.
· Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук.
· Пескотерапия.
· Игровой прием.
Поговорим о них более подробно.
1. Диалог-образец.
Речь взрослого в общении
с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место
принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.
– Что я взяла? – Чашку.
– Что это такое? –
Чашка.
– Что поставила? –
Чашку. И т. д.
2. Разговор с самим собой.
Взрослый проговаривает
вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где
платье?», «Вот платье», «Платье на
стуле», «Платье красивое», «Таня наденет платье» и т. п. При этом,
важно говорить медленно (но, не
растягивая слова) и отчетливо, короткими,
простыми предложениями – доступными восприятию ребенка. Например: «Где
кукла?», «Я вижу куклу», «Кукла в коляске» и т. п.
3. Параллельный разговор.
Этот прием отличается от
предыдущего тем, что описываются все
действия ребенка: что он видит, слышит, трогает. Используя
«параллельный разговор», мы как бы
подсказываем ребенку слова, выражающие его опыт, слова которые впоследствии он начнет
использовать самостоятельно.
4. Провокация, или искусственное непонимание
ребёнка.
Этот прием помогает
ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить
свою понятливость, а временно становимся
«глухими», непонимающими. Например, если ребенок показывает на полку, где стоят игрушки и просительно
смотрит, а мы понимаем, что ему нужно в
данный момент и даем ему… не ту игрушку. Первой реакцией ребенка будет возмущение нашей
непонятливостью, но это будет и первым
мотивом, стимулирующим ребенка назвать нужную ему игрушку. При возникновении можно подсказать ребенку. В
подобных ситуациях ребенок хорошо
активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее
взрослого. Этот прием эффективен не только для
называния предметов, но и словесного обозначения действий,
производимых с ним.
5. Распространение.
Продолжаем и дополняем
все сказанное ребенком, но не принуждаем его к
повторению – вполне достаточно того, что он нас слышат. Например: Ребенок: «Суп». Взрослый:
«Суп очень вкусный», «Суп едят ложкой». Отвечая ребенку распространенными
предложениями, постепенно подводим его к
тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовим почву для овладения
связной речью.
6. Эффективный прием в работе с детьми раннего
возраста – это использование малых форм
фольклора.
Использование народный
игр, игровых песенок, потешек, приговоров в
совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами
способствует непроизвольному обучению
его умению вслушиваться в звуки речи,
улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их
смысл. Например: “Петушок – петушок…”, “Ладушки – ладушки…”, “Идет коза рогатая…”, “Пошел котик на торжок”, “Чики
– чики - чикалочки”. Немаловажное
значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в
эмоциональном и тактильном (прикосновения,
поглаживания) контакте со взрослыми.
Большинство детей по
своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки.
Устное народное творчество как раз и
способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.
Развитие
артикуляционного аппарата ребенка происходит при использовании специально
подобранных упражнений. Их может педагог использовать как на занятиях по
развитию речи, так и в свободное время.
7. Звукоподражание - эффективный прием активизации речи детей. Использование
картинок на звукоподражание, например, поезд едет– чух – чух – чух; петушок поет – ку-ка – ре – ку;
часы идут – тик – так и т. д.
8. Педагоги в работе с малышами могут
использовать упражнения на развитие речевого дыхания: «Сдуй снежинку», «Бабочка, лети», «Забей гол», «Задуй свечу» и другие способствуют
выработке сильной воздушной струи,
правильному диафрагмальному дыханию.
9. Выбор.
Это еще один прием –
предоставляем возможность выбора ребенку.
Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности.
Например: «Тебе яблоко целиком или
половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или машиной». В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность
ребёнка удовлетворяется только после
речевых реакций.
10. Поручения.
Взрослый обращается к
ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на
недоступное для ребёнка место. В такой
ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребёнка: «Что ты
хочешь взять? Куклу? Как надо попросить?
– Дай куклу…».
11. Опосредованное общение.
В процессе игр («День
рождения», «Дочки-матери» и т. п.) или ухода за
животными взрослый поощряет ребёнка к
простейшим высказываниям: «Угости зайку чаем. На, Зайка, чашку, пей чай», «Уложи куклу в кровать. Спой ей
песенку. Баю-бай, Катя,баю-бай».
12. Продуктивные виды деятельности.
Рисование, лепка,
аппликация, конструирование (конструкторы ЛЕГО) способствуют появлению речевой
активности ребёнка. В процессе
деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются
четкие образы и понятия, активизируется
речь. Проблемные ситуации, возникающие во время данных видов деятельности («забыли» положить лист
бумаги или карандаш, вынуждают ребёнка просить недостающее, т. е. проявлять
речевую инициативу.
13. Замещение.
Дети к трем годам
способны представить себя самолетом, кошечкой, мишкой и т. д. Как магическое заклинание для него
звучат слова «Представь, что мы -
самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату». Такая игровая форма развивает у ребенка способность анализировать
свои действия, поступки, сочувствовать,
сопереживать. Вовлечь детей в такую игру можно с помощью вопроса - предложения: «Угадай, что я делаю».
Начинать надо с элементарных действий:
причесываться, читать книжку и т. д. После того как ребенок угадал наши действия, предлагаем ему
загадать для нас действие, а затем
«оживить» заданную ситуацию. Такие игры - пантомимы и игры -имитации являются
хорошими стимуляторами речевого развития.
14. Музыкальные игры.
Шумовые инструменты,
ритуальные игры «Каравай», «По кочкам» и
др. стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать. Надо чаще предоставлять малышу возможность двигаться
под разнообразную музыку, самостоятельно
извлекать звуки из различных предметов.
15.Игры и упражнения с движениями кистей и
пальцев рук (пальчиковая гимнастика) стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют
развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие
мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет
ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры как
прием работы с детьми во всех возрастных группа по развитию ручной
умелости Игра «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей,
развивают кисти рук.
16.Пескотерапия - это игра с песком как способ развития
ребенка. Песочная терапия очень близка
малышам, ведь с самого детства они сидят в
песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у
них происходят именно там. Поэтому игры
с песком помогают детям раскрепоститься,
почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность.
Применение данного метода целесообразно в работе с детьми раннего и
дошкольного возраста, поскольку игры с
песком создают весьма благоприятные условия
для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.
17.Самыми эффективными являются практические
методы организации детей.
К группе практических методов относится игровой
прием. Этот прием предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании
с другими приемами: вопросами,
указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность
обучения, максимально удовлетворяют
потребность маленького ребенка в
самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например,
игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным
персонажам. Игра в телефон стимулирует
речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную
компетентность. Настольно-печатные игры: «Большой– маленький», «Чей домик?»,
«Детеныши животных» и другие позволяют
усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют
мыслительную речевую деятельность детей.
Создание условий для
речевого развития детей раннего возраста.
Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно - развивающая среда его жизни, из
каких игрушек, иллюстративного
материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены,
доступны ли для самостоятельной
деятельности.
Дети
раннего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому
для малышей и создается пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя:
наборы картинок с реалистичными
изображениями животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек; наборы парных
картинок (предметные) для сравнения, той
же тематики; разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой; серии из 2-3 картинок для
установления последовательности действий
и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации); сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой
ребенку – сказочной, социально-бытовой, крупного формата; разные виды
дидактических игр: лото, домино,
мозаика, складные кубики с разрезными картинками; звучащие игрушки,
контрастные по тембру и характеру
звукоизвлечения (колокольчики, барабан,
резиновые пищалки, погремушки); уголок ряжения с зеркалом –
необходимый атрибут речевого развития
детей.
Таким образом,
активизация речи детей раннего возраста осуществляется в разных видах
деятельности.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ В ДОО
12.02.2025
Обучение грамоте в детском саду - это
целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и
чтением. Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным
проблемам обучения. Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой
дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических
ошибок.
Обучение грамоте многими педагогами и родителями
воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое
представление данного вопроса.
Процесс обучения
грамоте состоит из следующих компонентов:
- Сформированность звуковой
стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким
произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с.з.ц), шипящих
(ш, ж), африкатов (ч, щ), соноров
(л, р);
- Сформированность фонематических
процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки
родного языка;
- Готовность к звукобуквенному
анализу и синтезу, т.е. умение выделять начальный гласный из состава
слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и
выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с
терминами: "звук", "слог", "слово",
"предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие,
глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной
азбукой и владеть навыками послогового чтения.
Этапы работы по обучению грамоте.
Подготовительный этап. Знакомство с
неречевыми звуками.
Начинается работа со знакомства с неречевыми
звуками. На этом этапе даётся понятие "звук".
- сначала даются звуки сильно
контрастные по звучанию (дудка-барабан);
- затем звуки близкие по звучанию
(большой бубен - маленький бубен);
- узнавание и дифференциация
различных шумов (шуршание бумаги, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).
Предлагаемые
игры:
- «Услышишь
– хлопни»;
- «Узнай,
что звучит?»;
- «Где
звучит колокольчик?»;
- «Покажи
картинку»;
- «Громко
– тихо»;
- «Кто
сказал?».
На этом
этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют
количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание.
Мы используем игры, в соответствии с лексической
темой, например, при изучении темы "Овощи" мы делим на слоги слова:
лук, капуста, кабачок, перец.
И в
соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия:
- паровозики: количество вагонов
соответствует количеству слогов;
- гаражи: цифра на гараже,
соответствует количеству слогов в названиях машин;
- домино: количество точек
соответствует количеству слогов и т.д.
I этап. Знакомство
с гласными звуками.
Знакомство со звуком начинается с выделения звука из
речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет
тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, как кричит
ослик? Дети смотрят в зеркала и
рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке
(используем символ). Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не
встречает препятствия, значит этот звук
гласный (используем кружок красного цвета). Говорим, что в образовании звука
участвует голос, его можно петь. Знакомство с другими гласными звуками
происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с
использованием символов гласных звуков.
Предлагаемые
игры:
- "Назови звук":
логопед показывает артикуляцию звука, дети называют его.
- "Покажи звук":
логопед произносит звук, дети показывают карточку-символ.
- «Назови первый звук в словах:
аист, автобус, уши, Ира, обруч».
- «Назови последний звук в
словах: зима, сапоги, дорога».
- "Назови слова со
звуком [а], [о] и т.д."
После
знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения
артикуляции и умения слышать данный звук:
- "Разложи картинки":
подарим кукле Оле картинки, в
название которых есть звук [о], а Ане -
звук [а].
На этом
этапе учим детей слышать гласные звуки, например звук [а]
- в ряду других звуков: а, у, и, а, а, о
- в ряду слогов: ом, ум, ам, ан, ас.
- в ряду слов: аист, усы, артист, осы
- в тексте: Аня с Аликом гуляли, в саду
астры собирали.
На этом
этапе ведется работа над позицией звука в слове:
- Во-первых, научить детей
определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук
голосом, интонационно и закреплять его символом;
- Затем необходимо научить детей
слышать и выделять звук в конце слова;
- В середине слова.
Для этого
используем пособие - звуковые линейки.
На этом этапе вводится простейший звуковой анализ слов
(ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим
слово АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают
характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их
последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после
этого слово прочитывается.
II этап. Знакомство с согласными звуками.
При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика,
опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети
усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.
Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м]-
согласный, звонкий, твёрдый.
Детям можно
рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по - настоящему. У нее
получается М-М-М. (Используем карточки-символы звуков З.Е. Агранович). Далее дети произносят звук сами, смотрят в
индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает
препятствие – губы, значит звук- согласный.
Чтобы
определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если
горлышко "звенит", значит, звук звонкий, если нет - глухой.
Если горлышко звенит,
Значит звонкий звук бежит.
В данном случае звук [м]- звонкий (используем символ – колокольчик). Для обозначения твёрдости или мягкости
используются символы: орех – твёрдый, облачко – мягкий.
Большая
работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т-Д, Г-К, Б-П) и
артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам.
Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики
сравниваются. Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и различаются.
Знакомство с
буквами.
На этом
этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву называем как
звук: «ш», а не «ша»; «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как
сливать слоги.
Знакомим
детей с правилом: «Звуки мы произносим и
слышим, а буквы видим и пишем».
Помогаем
запомнить букву через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и
представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой
вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с -
сыр, т - труба, я - яблоко).
Рассматриваются
элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы:
·
Покатилось
колесо, превратилось в букву О;
·
У – сучок, в
любом лесу ты увидишь букву У;
·
А – как
лесенка стоит, начинает алфавит;
·
Буква Б с
большим брюшком, в кепке с длинным козырьком;
Запоминание
образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных
анализаторов.
- Написать букву в воздухе, на
столе;
- Выложить печатную букву из
карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
- Написать букву пальчиком на
манке или другой мелкой крупе;
- Выложить букву из крупных и
мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов;
- Угостить фигурным печеньем в
виде буквы;
- Вылепить из пластилина, теста;
- Выбрать (подчеркнуть) нужную
букву в тексте.
При знакомстве с согласными звуками
ведётся работа по звуковому анализу:
·
обратных слогов (ум, он, ам, ан);
- прямых слогов (му, на, но);
- односложных слов без стечения
согласных (дом, дым, кот);
- двусложных слов с прямыми
открытыми слогами (кино, вата, духи);
- односложных со стечением
согласных (стол, крот, мост);
- двусложных слов со стечением
согласных (скала);
- трёхсложных слов с прямыми
открытыми слогами (малина).
Слово для
звукового анализа мы берем из лексической темы, которую проходим в данный
момент. Подробно рассмотрим звуковой анализ слова ЗИМА (появляется картинка
зима). Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняем
звуковой анализ каждого слога. Обозначим каждый звук соответствующей буквой.
Существует много приемов работы со схемой слова:
- назвать количество звуков в
слове;
- назвать звуки по-порядку;
- сколько в слове гласных звуков
в слове? Назовите их по-порядку;
- сколько согласных;
- назвать первый звук, последний,
третий.
После
подробного звукового анализа слова, обозначаем каждый звук соответствующей
буквой. Слово прочитывается, записывается в тетради, выкладывается в кассе
букв. С этим словом можно составить предложение, словосочетание.
Обучение
грамоте -
ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет
проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть
он чувствует свой успех от выполнения каждого задания.
Литература:
1.
З.Е. Агранович. В
помощь логопедам и родителям. Санкт-Петербург, 2007.
2.
С.П. Цуканова,
Л.А. Бетц. Учим ребенка говорить и читать. Москва, 2008.
3.
Н.С. Варенцова.
Обучение дошкольников грамоте. Москва, 2009.
https://infourok.ru/magazin-materialov?utm_source=infourok&utm_medium=redirect&utm_campaign=bespl-mat-biblioteka-9-11-2022&FilterParams[so
«Обучение старших дошкольников звуко-слоговому анализу слов»
20.03.2025
Главными условиями готовности
ребенка к операции звуко - слогового анализа слов являются хорошо сформированные фонематический слух и
фонематическое восприятие. Что же это такое?
Под ФОНЕМАТИЧЕСКИМ (РЕЧЕВЫМ) СЛУХОМ
понимается способность различать звуки речи (фонемы, близкие по их произношению и
звучанию. Чтобы проверить уровень речевого слуха ребенка просят повторить пары
слогов, например: СА- ЗА,
ШО- ЖО, ЧУ- ЩУ, КО- ГО…; или пары слов типа: КОТ- ГОД, ЛУК- ЛЮК…
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ -
это способность производить мыслительные операции со звуками, а именно:
- определить наличие или отсутствие данного звука
среди других звуков, в слогах, в словах
- определение первого и последнего звука
в слове
- определение места звука в слове
- подбор слов с заданным
звуком.
Кроме этого, ряд авторов выделяет понятие ФОНЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ –
способность производить мыслительные операции со слогами, а именно:
- определить наличие данного слога среди других слогов, в словах
- определить место слога в слове (начало, середина, конец)
- подбор слов с заданным
слогом.
В первую очередь, нужно научить детей интонационному выделению звуков. Сначала это будет протяжное выделение
САМИМ РЕБЕНКОМ (после показа взрослого) гласного звука
в начале слова («оооблако»,
затем – в конце слова («рекааа»,
затем - в середине слова («дыыым»).
На следующем этапе детей учат интонационно выделять последний
согласный звук, сначала
твердый («стаканнн», затем – мягкий («конннь») и называть
этот звук.
И наибольшую сложность вызывает выделение первого согласного звука. Самая частая ошибка здесь - это
называние сразу первого и второго звука (в слове «сок» первый звук
- «со»). Избежать этого позволит эффективное упражнение:
«Раздели два друга - два звука»: ребенок сначала выделяет первый согласный звук (ССо) и называет его (С, а
затем второй звук (сОО) и определяет его. Если
согласный звук нельзя протяжно произнести (П, Б, Г, К, Д, Т,
Ц, Ч, то он произносится громче гласного. Работа с данными звуками проводится в
самую последнюю очередь.
Наконец, у детей формируется умение интонационного выделения
сначала первого, затем второго и т. д. звука –
что и лежит в основе звукового
анализа слова.
Наглядно продемонстрировать это помогает звуковая
линейка № 1. В ней
последовательно открывается сначала первое окно – звук, затем - второе и т. д. Каждый
ребенок, действуя с этой линейкой, видит момент следования одного звука
за другим, определяет
место звука в слове:
1-ый, 2- ой и т. д.
Как и в средней группе, воспитатель продолжает
учить детей вслушиваться в звучащее слово и обучает их
еще одному способу произнесения слова. Это произнесение слова с
одинаково протяжным выделением голосом всех звуков, с равным подчеркиванием звучания
каждого звука («лллууунннааа»).
Такой способ произнесения и применение звуковой линейки
№ 2 помогает детям «увидеть» те звуки, которые составляют данное слово, понять, что звуки
в этом слове разные, установить их последовательность и их
количество. Данная линейка также позволяет детям «увидеть», что слова бывают
длинными и короткими.
Наконец, на основе вышеназванных умений, начинается обучение
собственно звуковому анализу слова. Это длительная работа,
рассчитанная на два учебных года.
В ней можно выделить несколько этапов (Этапы формирования умственного
действия были сформулированы советским психологом П. Я. Гальпериным):
1. Выделение существенных признаков понятия. Детей знакомят с
понятием «звук речи». Различают звуки
речи и остальные звуки окружающего мира. Дается представление о том, что звуки произносятся в определенной
последовательности. Идет обучение интонационному выделению звуков.
2. Этап предметного материального действия. Создание модели слова: картинка - изображение предмета,
схема звукового состава слова и фишки - символы звуков. Звуки ребенок
последовательно произносит, выкладывая фишки в схеме. Затем следует «чтение»,
т. е. произнесение всех звуков слова с опорой
на схему.
Такое «чтение» слова -
это подготовка детей к более сложной ступени – синтезу слова (собиранию слова
из отдельных звуков) – основы чтения - обучение которому
будет осуществляться уже в подготовительной группе.
3. Этап действия в плане громкой речи. Ребенок осуществляет звуковой
анализ слова без помощи наглядной схемы, но в плане громкой
речи. Изображение предмета обязательно!
4. Этап внутреннего умственного действия. Звуковой
анализ слова осуществляется
мысленно без опоры на схему и изображение предмета, без проговаривания вслух,
т. е. значительно быстрее. На этом этапе навык звукового анализа
сформирован.
Важнейшее направление звукового анализа –
это качественная характеристика звука.
Главным отличием гласного звука от согласного является то, что
воздух свободно выходит изо рта. Само название говорит о том, что мы слышим
только голос. Гласных звуков 6:
А, О, У, Ы, И, Э. Самый лучший способ их запомнить – это записать их
соответствующими буквами и просто ВЫУЧИТЬ!
При произношении согласного звука во рту появляется преграда:
это могут быть язык и зубы (Ш, Ж, Т, Д, Л, Н, С, З, Ц, Р, губы (Б, П, М, зубы и
губы (Ф, В, язык и нёбо (Й, К, Г, Х, Ч, Щ). Особенности
возникающих преград дети смогут с интересом определить сами. Звук
согласный, т. е. мы
слышим не только голос, но и шум (он как раз и возникает из - за
различных преград). Хорошо выучив гласные звуки, дети без труда смогут отличить согласный звук
методом исключения : т. к. среди гласных этого звука
нет, следовательно он - согласный.
Даже для детей подготовительных групп является сложной более
тонкая акустическая дифференцировка: согласный звук твердый или мягкий?
Очень эффективны здесь следующие игры:
1) «ПОВТОРИ РАЗГОВОР БРАТЦЕВ – ЗВУКОВ»: М – МЬ, С – СЬ и т. д. Лучше, если
такие «братцы» синего и зеленого цвета у ребенка в руках, и
они «разговаривают».
2) «НАЗОВИ МЛАДШЕГО БРАТЦА»:
Взрослый называет твердый звук (Т, ребенок - соответствующий ему
мягкий (ТЬ) и т. п.
3) «НАЗОВИ СТАРШЕГО БРАТЦА».
Всегда твердые: Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие: Й, Ч, Щ.
4) «В ГОСТИ К БРАТЦУ»:
Взрослый называет слова, которые
начинаются на твердые или мягкие согласные звуки. Ребенок выделяет первый звук
и определяет, к
какому из «братцев» ему подойти.
В старшей группе начинается работа по формированию у
детей умения анализировать слоговую структуру слова. Дети учатся членить слова
на слоги,
составлять слова из слогов, делить на слоги двух - трехсложные слова с
открытыми слогами (лу-на, си-ни-ца, учатся произносить отдельно каждую часть слов, составлять слова
из заданных слогов,
самостоятельно преобразовывать двусложные слова.
Этапы слогового анализа совпадают с этапами звукового
анализа слов. В методике работы рекомендуется использовать следующие символы: слово - длинный
прямоугольник, слог - короткий
прямоугольник или вертикальная черта, звук - квадрат.
Раньше при делении слова на слоги использовался прием:
сколько раз нижняя челюсть опускалась, столько и слогов в слове. В современной методике
этот прием не применяется. Дети должны знать правило для определения количества
слогов в слове: СКОЛЬКО
В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ. На каждый слог
дети выполняют шаг, хлопок, удар по столу, загибают палец и т. п. действия.
Некоторые
игры и упражнения по звуковому и слоговому анализу:
• "ПОЙМАЙ ЗВУК"
Цель: обучить называть звук в слове по его
пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком)
Ход игры: Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух
какое-нибудь слово, бросает
мяч любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен называть,
например, "сыр, второй звук".
Ребёнок ловит мяч и отвечает: "Ы" - и возвращает мяч
ведущему, который задаёт следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки
в слове должны быть проанализированы.
• "РАЗГАДАЙ РЕБУС"
Цель: научить выделять первый слог из слова,
составлять слова из слогов.
Ход игры: Детям дают карточки, на которых
изображены по две картинки. На карточке "спряталось" слово. Его надо составить, выделив из
каждого слова -
названия первые слоги, а затем из них сложить слово, например: ромашка, самолет - роса. Выиграет тот, кто
составит больше слов.
ПРИМЕРНЫЙ КАРТИННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИГРЫ:
картинки слова картинки слова
голуби, раки - гора; телефон, малина - тема;
бутылка, рябина - буря; вагон, рябина - Варя;
кораблик, жаба - кожа; карандаш, банка - кабан;
сухари, шары - суша; ромашка, тарелка - рота;
колобок, марка - комар; девочка, лошадь - дело;
Занятие по обучению грамоте является сложным для восприятия
детей 5 – 6 лет, т. к. требует больших умственных
затрат, усилий воли, усидчивости. Чтобы усвоение учебного материала проходило
интересно, необходимо в начале каждого занятия ставить детей перед проблемной
ситуацией. Например:
- Гласные звуки поссорились с согласными. Смогут
ли они прожить друг без друга?
- Поспорили как - то два слова «нос» и «шуба»:
какое из них длиннее?
Эффективный прием – это появление на занятии гостя, с помощью
которого дети знакомятся с новым звуком, анализируют слово, каким - либо образом связанное с этим
гостем, выполняют задания гостя, получают его оценку своей работы.