КОНСУЛЬТАЦИИ - 2024 год
22.01.2024
«Роль родного языка в развитии речи детей дошкольного возраста»
27.09.2024
Овладение родным языком, развитие речи
является одним из самых ванных приобретений ребенка в дошкольном детстве и
рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания
и обучения детей.
Развитие речи самым тесным образом связано
с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных
дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения
процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришел к следующему выводу: "Есть
все фактические и теоретические основания утверждать, что не только
интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и
личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи".
Исследования отечественных психологов и лингвистов доказали, что овладение
речью не просто добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику,
всю деятельность.
Чтобы показать роль овладения языком и
развития речи, необходимо проанализировать функции, которые выполняют язык и
речь. Это характеристики, обеспечивающие:
а) социальные,
б) интеллектуальные,
в)
личностные функции человека.
В первую группу входят характеристики,
согласно которым язык - средство.
Вторую группу составляют характеристики
языка, посредствам которых реализуются интеллектуальные функции человека. Здесь
язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие
формирования "языкового сознания" человека, как решающий
фактор умственного развития человека.
Третью группу составляют
"личностные" характеристики языка. Данная группа характеристик языка
показывает его роль в самопознании личности. В связи с этой группой
характеристик следует говорить о роли языка в нравственном развитии детей.
Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания.
Ребенок усваивает через язык нормы морали,
нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся эталонами его
собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.
В этих функциях язык выступает с самого
раннего возраста ребенка. Их анализ позволяет увидеть роль родного языка и речи
в социальном, умственном, нравственном развитии детей.
Язык является фундаментальным основанием
культуры в широком понимании. "Присваивая" общественный опыт
предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью
национальной культуры.
В дошкольном возрасте дети осваивают
родной язык и в его эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе
обучения родному языку - это формирование эстетических чувств. В словесной
форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство. Формируя
речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое
отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предмет
усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические
переживания. Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам
выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых
средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку. Особое
значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное
творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.
Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в
разных видах деятельности:
•
в игре,
•
труде,
•
бытовой,
учебной деятельности
и выступает
как одна из сторон каждого вида.
В дошкольном
возрасте большое значение в речевом развитии имеет игра. Для речевого развития
используются все виды игровой деятельности.
1.
В творческой ролевой игре происходит
дифференциация функций и форм речи.
Ролевая игра
способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функции
речи.
Но не всякая
игра положительно влияет на детскую речь. Прежде всего, это должна быть
содержательная игра. Положительно влияют речь детей участие в детских
играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к точной речи,
беседы о проведенных и будущих играх.
Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание
звуковой культуры.
Дидактические и настольно-печатные игры закрепляют и уточняют
словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и
образования слов, упражняют в составлении связанных высказываний, развивают
объяснительную речь.
2.
Общение в быту помогает детям
усвоить бытовой словарь, необходимый для их жизнедеятельности, развивает
диалогическую речь, воспитывает культуру речевого поведения.
3.
Общение в процессе труда помогает обогатить
содержание детских представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и
предметов труда, трудовых действий, качеств и результатов труда.
Большое
влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с 4-5
лет возраста. В общение со сверстниками, дети более активно используют речевые
умения.
Таким
образом, общение является ведущим средством развития речи. Его содержание и
формы определяют содержание и уровень речи детей.
Также
существуют определенные требования к речи взрослых, которых они должны
придерживаться, чтобы найти общий язык с детьми:
§ содержательность и
одновременность;
§ точность, логичность;
§ соответствие возрасту
детей;
§ правильность;
§ образность;
§ значение и соблюдение
правил речевого этикета;
§ соответствие слова взрослого
его делам.
Одним из
основных средств речевого развития является обучение. Это целенаправленный,
систематический и планомерный процесс, при котором под руководством взрослого
дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений.
Занятия помогают
реализовать возможности речевого развития в дошкольном возрасте, самом
благоприятном периоде для овладения языком.
Речевая
деятельность связана с умственной деятельность и активностью.
Таким
образом, для развития речи используются разнообразные средства. Эффективность
воздействия на детскую речь зависит от правильного выбора средств развития и их
взаимосвязи.
Говоря о роли языка и речи в развитии
личности ребенка, следует помнить предостережение А.Н. Леонтьева, что
"хотя языку принадлежит огромная, действительно решающая роль, однако язык
не является демиургом человеческого в человеке". Творцом человека
выступает конкретная предметно-практическая деятельность, в процессе которой
люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения.
Система работы по развитию речи
детей в детском саду.
Целью работы
воспитателя по речевому развитию детей дошкольного возраста является
формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе
овладения литературным языком.
Именно поэтому речевое
развитие, занимает важное место в Федеральных государственных стандартах ДОУ.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту
дошкольного образования: Задачи «речевое развитие дошкольника включает:
- владение речью как средством общения
и культуры,
- обогащение
активного словаря,
- развитие
связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,
- развитие
речевого творчества,
- развитие звуковой и
интонационной культуры речи, фонематического слуха,
- знакомство с
книжной культурой, детской литературой,
- понимание на
слух текстов различных жанров детской литературы,
- формирование
звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения
грамоте»
В условиях реализации
ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в
контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда,
экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия.
Принципы развития речи:
1.
Принцип взаимосвязи сенсорного умственного и речевого развития
2.
Принцип коммуникативно-деятельного подхода развитию речи.
3.
Принцип развития языкового чутья.
4.
Принцип формирования явлений языка.
5.
Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.
6.
Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
7.
Принцип обеспечения активной языковой практики
Средства развития речи:
1.
Общение взрослых
2.
Культурная языковая среда
3.
Обучение родной речи в ходе совместной образовательной деятельности.
4.
Художественная литература.
5.
Изобразительное искусство, музыка, театр.
6.
Занятия по другим разделам программы.
Традиционные методы
речевого развития детей.
В
настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает
устойчивой классификацией приемов. Приемы развития речи -
это элемент метода, можно разделить, прежде всего, на: наглядные, словесные,
игровые, косвенные методы.
Эти
методы включают в себя:
·
наглядные (организация
наблюдения, демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т. д.;
просмотров видеофильмов),
·
словесные (речевой
образец, повтор, вопрос),
·
игровые (дидактические
игры упражнения, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры и другие виды игр
с речевым содержанием),
·
косвенные (подсказка,
совет, исправление, реплика, замечание).
Традиционная
методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного
приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети
воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны
выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически
отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным
недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже
только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько
однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится
скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее
ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше
результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также
важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения.
Стало очевидно, что
необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи
дошкольников. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении
инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу
образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и
реформирования системы дошкольного образования.
Использование
в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических
технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика,
интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий,
помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям,
обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом
их способностей и уровня развития.
Инновация — это результат инвестирования интеллектуального
решения в разработку и получение
нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных
средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных
изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.
Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения,
либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные
креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою
эффективность в процессе педагогической деятельности.
Требования при выборе инновационной технологии: ориентация
технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание
культуры общения и речи:
- содержание технологии сориентировано
на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;
- технология
должна носить здоровьесберегающий характер;
- основу
технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
- реализация
принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
- организация
активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с
учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Рассмотрим
технологии речевого развития дошкольников
Технология – это совокупность приёмов, применяемых в
каком-либо деле, искусстве, мастерстве (толковый словарь).
Технологии речевого развития:
- проектная деятельность
- технология
портфолио
- исследовательская
деятельность
- игровые
технологии
- информационно-коммуникационные
технологии
- технология
проблемного обучения
- альтернативные
технологии
Проектная деятельность:
- Монопроекты –
это проекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной
области;
- Интегрированные проекты – в
которых решаются задачи разных образовательных областей программы. Они могут
быть краткосрочными (в младшей дошкольном возрасте), в виде элементарного
экспериментирования (в среднем возрасте), а в старшем дошкольном возрасте
характеризуется познавательной социально-нравственной направленностью.
Проекты в средней
группе предполагают обязательное использование элементарного
экспериментирования, выполнение заданий проекта парами или небольшими
подгруппами. Примерные темы проектов для детей средней группы: «Зачем людям
транспорт?», «Камень, ножницы, бумага», «Как человек узнает время?», «Зачем
человек придумал посуду?», «Почему сок, вода, молоко разного цвета?» и др.
Проекты для детей
старшего дошкольного возраста характеризуются познавательной и
социально-нравственной направленностью тематики: «Если с другом вышел в
путь...», «Добрые слова в день рождения», «Тайна третьей планеты», «Как открыть
книжный гипермаркет?», «Жалобная книга природы».
Тематика
детских проектов может соответствовать праздникам и знаменательным событиям,
происходящим в стране, городе, детском саду или группе.
Например,
при подготовке к празднованию Дня воспитателя дети подготовительной к школе
группы берут интервью у работников детского сада, узнают особенности их
профессиональной деятельности, отмечают некоторые личностные черты и с учетом
этого готовят поздравления и подарки.
Результатом
проектной деятельности может быть коллективный продукт, полученный в результате
сотрудничества детей всей группы: альбом рисунков, рассказов, коллаж «Наш
детский сад» и т.д.
Технология портфолио
Портфолио
позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах
деятельности. Данный способ фиксации индивидуальных достижений позволяет
отразить положительные эмоции, творческие успехи, впечатления, награды,
забавные высказывания.
Основные
разделы портфолио дошкольника могут быть следующие: «Я расту» (антропометрические
данные разных возрастных периодов, контуры ладони, ступни); «Моя
семья» (рисунки, записанные со слов ребенка рассказы, фотографии); «Почитай-ка»
(список любимых книг ребенка, рисунки по художественным произведениям); «Мои
фантазии» (выдуманные ребенком рассказы, сказки, небылицы, загадки, образцы
словотворчества, рисунки и творческие работы); «Расскажу я вам стихи» – раздел,
в котором записываются названия выученных ребенком стихотворений; «Грани
таланта» (особые таланты и склонности ребенка в одной или двух областях);
«Умелые ручки» (поделки, аппликации, оригами, фотографии объемных работ);
«Награда для героя» (дипломы, грамоты, сертификаты ребенка в различных
конкурсах, олимпиадах, фестивалях); «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)» (в
разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с
утренников, записи детских стихотворений и др.); «Скоро в школу» (фото школы,
рисунки на школьную тему, буквы, которые он запомнил, рекомендации для
родителей, критерии готовности к школе).
Разделы
заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка,
наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника.
Одним
из условий речевого развития детей дошкольного возраста является организация
содержательного, активизирующего общения взрослого и ребенка. Поводом для
такого общения может служить технология исследовательской деятельности детей.
Технология исследовательской деятельности.
Познавательная
активность реализуется детьми в наблюдениях, сенсорном обследовании, опытах,
экспериментировании, эвристическом обсуждении, развивающих играх и т.д. Ребенок
может рассуждать, спорить, опровергать, доказывать свою точку зрения в активной
познавательной деятельности. С этой целью педагог может использовать
разнообразные бытовые и проблемные ситуации, содержащие познавательные задачи,
заимствовать их из художественной и научной литературы, из явлений и процессов
окружающего природного мира. с временной лентой (например, темы: «История
развития почты», «Появление ручки», «Жизнь шляпы»), «путешествия» по карте
(«Где находятся «теплые края»?», «Путешествие к бабушке в деревню»), а также
коллекционирование (коллекция пуговиц, марок и т.д.) – сбор предметов,
объединенных тематикой.
Игровые технологии
Мнемотаблицы -
схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению
рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и
загадывании загадок, при заучивании стихов.
Моделирование
Процессе
развития речи старших дошкольников используются специальные предметно –
схематические модели. При формировании у детей представлений о слове и предложении
детей знакомят с графической схемой предложения. Педагог сообщает, что, не зная
букв, можно писать предложение. Отдельные черточки в предложении - это слова.
Детям можно предложить построить предложение: «Наступила холодная зима. Дует
холодный ветер».
Графические
схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное
написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.
Для
словесного анализа предложений в подготовительных группах воспитатели
используют модель «живые слова». Сколько слов в предложении столько педагог и
вызывает детей. Дети встают по порядку в соответствии с последовательностью
слов в предложении.
LEGO-технология
Применение
LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми
в речевом развитии дошкольников. В процессе НОД по развитию речи,
художественной литературе отрабатываются грамматические конструкции. Например,
согласование числительных с существительными – «Сколько в домике окошек»,
«Сколько ягодок на кустике»; словообразование – добавление приставок к
глаголам: «Придумайте новые слова от слова «Летать» и продемонстрируйте
действие, используя дерево и птичку» и другие дидактические упражнения.
При
составлении пересказов очень большую помощь детям оказывают модели-иллюстрации
к литературному произведению, созданные самими детьми. Пересказ не по сюжетной
картинке, а по объемному изображению декораций из конструктора, помогают
ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.
Информационно – коммуникационные технологии
Компьютерные
игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой
взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов
коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и
систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в
самостоятельной жизнедеятельности.
Технология проблемного обучения
Это
организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под
руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную
деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие.
Педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной
образовательной деятельности, который сопровождает и помогает ребёнку стать
активным коммуникатором, что актуально в настоящее время и соответствует ФГОС
ДО. Воспитатель не дает готовые знания детям, а выводит их на получение знаний.
Проблемными вопросами начинающимися вопросительными наречиями почему? зачем? Ты
как думаешь? Педагогам полезно иметь картотеку проблемных ситуаций и вопросов,
которая позволит задавать проблемную ситуацию в процессе ОД.
Технология Синквейна.
Стихотворение
без рифмы из пяти строк. Благодаря технологии синквейна изученный материал
приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому
усвоению; отрабатываются знания о частях речи, о предложении; дети учатся
соблюдать интонацию; значительно активизируется словарный запас;
совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение
высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к
краткому пересказу; дети учатся определять грамматическую основу предложений.
Технологии обучения образной речи:
Технология обучения детей составлению сравнений.
Модель
составления сравнений:
- воспитатель называет какой-либо
объект;
- обозначает
его признак;
- определяет
значение этого признака;
- сравнивает
данное значение со значением признака в другом объекте.
Младшем
дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку
цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др. На пятом году жизни дается больше
самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака,
подлежащего сравнению. На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать
сравнения по заданному воспитателем признаку.
Вывод: Грамотная организация речевой развивающей
среды в детском саду - создаёт благоприятные условия для формирования речевых
умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в
самостоятельной деятельности; - обеспечивает высокий уровень речевой активности
детей; - способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в
естественной обстановке живой разговорной речи.
Таким образом, при
условии правильного организованного
педагогического процесса с применением игровых технологий, речевое развитие
ребенка будет полноценным и эффективным
Список использованных источников
1. Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования
2. Поздеева С.И, «Открытое
совместное действие педагога и ребенка как условие формирования коммуникативной
компетентности детей» Детский сад: теория и практика – 2013 - №3
3. Кузеванова О.В.
«Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста»:
Детский сад: теория и практика – 2012 г. № 6
«Роль игры в исправлении речевых нарушений»
09.12.2024
В трудах отечественных и зарубежных ученых отмечается, что
игра, направленная на всестороннее развитие ребенка, - одна из основных сторон
дошкольного воспитания.
Особое значение игра приобретает в
коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми
нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в
качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного
развития. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об
окружающем мире.
Дидактическая
игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на
ребенка, имеющая две цели: одна из них обучающая,
которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует
ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение
программного материала. Необходимо
стремиться к тому, чтобы ребенок,
не усвоив программного материала,
не смог достичь игровой цели.
Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она
может использоваться при усвоении любого программного материала и проводиться
на занятиях (индивидуальных и
подгрупповых) как учителем -логопедом, так и воспитателем группы.
Таким образом, особая роль дидактической игры в
обучающем процессе в группах для детей, имеющих нарушения речи, определяется
тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным,
позволить ребенку получить собственный опыт. При отборе дидактических
игр прежде всего преследуются коррекционные цели и
учитываются особенности речевого развития дошкольников.
Несомненно, успешному
проведению дидактических игр и упражнений способствует умелое педагогическое
руководство ими. Важное условие в этом деле – эмоциональная сторона игры.
Взрослый
своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у ребенка
положительное отношение к игре. Здесь не обойтись без доброжелательности,
благодаря которой и появляется сотрудничество.
Важное
условие результативного
использования дидактических игр и
упражнений в обучении - соблюдение последовательности в подборе дидактических
игр и упражнений.
Прежде всего должны учитываться следующие
дидактические принципы:
•
доступность,
•
повторяемость,
•
постепенность повторения заданий.
Большое значение в коррекционной
работе имеет проведение дидактических и упражнений, способствующих
развитию слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в
окружающем пространстве, создает возможность действовать по словесному сигналу.
Игры и упражнения по развитию слухового восприятия создают
необходимые предпосылки к формированию речи.
Отличительная особенность сюжетно-ролевой игры - создание воображаемой ситуации
и возникновение действий в
«смысловом поле».
Играя,
ребенок учится сознавать свои собственные действия, осознавать, что каждая вещь
имеет значение. В сюжетно-ролевой игре между детьми возникают
ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Воспроизведение в
игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения
вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создает
благоприятные условия для речевого развития ребенка. Задача окружающих ребенка
взрослых заключается в организации руководства игрой, обеспечивающего
максимальную актуализацию имеющихся у него возможностей. Полнота развития игры,
и ее воспитательная ценность повышаются при условии планирования воздействий
педагога.
Из-за неправильного физического воспитания, снижения двигательной активности развиваются расстройства ЦНС и внутренних органов, понижается эмоциональный и интеллектуальный тонусы. Движение способствует познанию окружающего мира, всестороннему общему развитию детей, их оздоровлению, развитию интеллекта, речи. «Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас десятью минутами внимания, и если вы сумеете ими воспользоваться, они дадут в результате больше целой недели занятий», - советовал великий педагог К. Д. Ушинский, поэтому рекомендуется на занятиях с целью снятия интеллектуального и мышечного напряжения проводить физкультминутки. Не случайно первый этап развития мышления ребенка так и называется: наглядно-действенный, на действенном, двигательном строится образное, чтобы затем дать возникнуть логическому.
Педагоги, занимающиеся стимулированием речевого развития подвижными
играми, пришли к выводу, что последние развивают следующие качества:
• сообразительность, концентрацию
внимания;
• координацию движений и зрительного
восприятия;
• координацию в системе «рука – глаз»,
являющуюся основой любых ручных умений и письменной речи;
• координацию зрительного и слухового
анализаторов с движениями головы, туловища, конечностей;
• ориентировку в пространстве и
пространственное воображение;
• представление об окружающем мире и
собственном теле, его возможностях;
• выразительность речи;
• пантомимические способности;
• навыки общения, связной речи;
•
культуру
речевого общения.
Подвижные
игры помогают детям легко заучивать множество стихотворных текстов, что,
несомненно, способствует развитию памяти.
Существуют
такие, в которых необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц тела в
таком положении, в каком они были застигнуты определенным
сигналом. Это игры: «Замри!», «Море волнуется…», «Стоп!». Есть и игры,
где, наоборот, используются элементы
расслабления, например, «Заводные игрушки», «Спящий лес», «Кот». В этих играх тренируется не только
крупная, но и мимическая мускулатура, важная для становления четкой речи,
дикции.
Подвижные игры развивают произвольность внимания. Игры-соревнования воспитывают такие качества, как стремление к победе, лидерство, что очень важно, особенно для мальчиков. Игры командами приучают детей сотрудничать, согласовывать действия, проявлять доброжелательность, совестливость, взаимопомощь по отношению к сверстникам.
А сколько появляется рассказов после «Веселых стартов», «Забавного пятиборья» и других спортивных развлечений! Всем хочется поделиться впечатлениями: рассказать, изобразить, показать, повторить движение. Дети уже без руководства педагога самостоятельно пытаются повторить понравившуюся игру, и старшие обучают младших знакомым играм.
Большое влияние на исправление речи детей
оказывают игры с содержанием инсценирования какого-либо сюжета –
игры-драматизации. Подобные игры формируют также произвольное запоминание
текстов и движений. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию
выразительности речи и согласованности слов с движениями.
Дошкольников следует постоянно
побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что
способствует закреплению навыков пользования инициативной речью и
совершенствованию разговорной, обогащению словаря, совершенствованию
звукопроизношения.
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста нетрадиционными средствами»
19.12.2024
Речь - это
деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством
родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности –
определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А.
А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи
реализуется основная, коммуникативная, функция речи.
Овладение
связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в
школе. На сегодняшний день ребёнок – дошкольник, обладающий хорошей речью
– явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
·
Односложная,
состоящая лишь из простых предложений речь.
·
Бедность
речи. Недостаточный словарный запас.
·
Употребление
нелитературных слов и выражений.
·
Бедная
диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос,
построить краткий или развернутый ответ.
·
Неспособность
выстроить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему,
пересказ текста своими словами.
·
Отсутствие
умения обосновать свои утверждения.
·
Отсутствие
навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость
голоса и темп речи и т. д.
·
Плохая
дикция.
В
настоящее время проблема развития речи
становится особенно актуальной и значимой. Главной и отличительной
чертой современного общества является подмена живого
человеческого общения зависимостью от компьютера, недостаток
общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых
трудностей лишь увеличивает число дошкольников с
недостатками речи. Чтобы научить детей связно излагать
свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, наряду
с традиционными методикиками, нужно использовать и передовой опыт,
т.е. инновационные методы обучения.
Основная
задача речевого развития детей дошкольного возраста – это овладение нормами и
правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и
развитие их коммуникативных способностей.
Главной
задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической
речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ
литературных произведений; составление описательных рассказов о предметах,
объектах, явлениях природы; создание разных видов творческих рассказов;
заучивание стихотворений; составление рассказов по картине.
Применение
современных инновационных технологий в воспитательно – образовательном
процессе: ТРИЗ, мнемотехника, моделирование.
Развитие связной речи детей методом моделирования
(мнемотехника).
На
сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно
регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование. Наглядное
моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта,
создание его заместителя и работа с ним.
Цель
моделирования –
обеспечить усвоение детьми знаний об особенностях объектов и явлений
окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, а
также научить передавать эти знания в различных формах речевых высказываний.
Схемы и модели служат дидактическим материалом
в работе педагога по развитию связной речи детей. Использовать их следует для:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах художественного произведения;
- при отгадывании и составлении загадок;
- при заучивании стихов
Используя в своей работе наглядное
моделирование, мы учим детей:
• добывать
информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий
внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
• формулировать
и высказывать суждения, делать умозаключения;
• применение
наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых
процессов: внимания, памяти, мышления.
Работа с использованием моделей проводится в
два этапа.
На
первом этапе вводятся наглядные модели только в процесс пересказывания детьми
русских народных сказок. Цель на этом этапе работы - научить, с помощью
заместителей, выделять самые главные события, последовательность изложения;
научить детей абстрагироваться (на сколько это вообще возможно в данном
возрасте) от мелких деталей и подробностей, помочь понять принципы замещения:
заместители обладают теми же признаками и свойствами, что и реальные предметы.
Второй этап является уже творческим и
направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми,
используя наглядные модели и схемы. Включаются в работу с детьми разные игры,
упражнения, задания на развитие воображения, которые помогают детям стать
свободнее, избегать готовых образцов, штампов, шаблонов, и подталкивают к
поиску своих оригинальных собственных решений, к свободному высказыванию их и
запечатлению.
Каждый этап имеет подробное описание. Работа
по обучению пересказыванию русских народных сказок начинается с трёх лет.
Разыгрываются с заместителями такие сказки, как «Колобок», «Кот, Петух и Лиса»,
«Волк и козлята», «Заяц, Лиса и Петух», «Маша и Медведь», «Три медведя».
Использование схем и таблиц для составления описательных рассказов.
У детей 3-4 лет выявляются трудности при
описании профессий людей, животных, частей тела, времени года. Для того чтоб
ребенок последовательно составил описательный текст Т.А. Ткаченко предлагает
карты-схемы.
Работу с использованием карт-схем и символов
можно начинать с обучения составлению описательных рассказов об овощах,
фруктах, одежде, посуде, временах года, птицах, животных, насекомых. Данные
схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки
рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных
признаков; обогащают словарный запас детей.
Использование схем при составлении
описательных рассказов заметно облегчает овладение этим видом связной речи.
Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными,
полными, последовательными. Схемы-модели использовала не только для составления
описательных рассказов, но и для обучения детей пересказу, которому принадлежит
особая роль в формировании связной речи. При пересказе совершенствуется
структура речи, её выразительность, произношение, углубляется умение строить
предложение и текст в целом.
Применение схем для заучивания стихотворений
Использование моделирования облегчило и
ускорило процесс запоминания и усвоения текстов, сформировались приемы работы с
памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и
зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают
слова.
Развитие
речи детей через ТРИЗ - технологию.
Традиционное
обучение дошкольников рассказыванию строится на подражании с преобладанием
репродуктивных приемов руководства. Функция ребенка на таких занятиях
исполнительская, а не развивающая. Дети не могут сами оценить, выбрать способы
исправления ошибок. Это препятствует развитию самостоятельности, активности,
творчества. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ
воспитателя с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными
средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные
предложения.
Дошкольное детство - это возраст, когда появляется способность к
творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка
(креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)
успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое
воображение, связную речь.
Работа по
системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно.
Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:
1.
Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его
повсюду. (Что общего между птицей и бабочкой? Что общего между автобусом и
домом?) и др.
2.
Учить детей фантазировать, изобретать. ( Например, придумать новый дом
красивый и необычный.)
3.
Решать сказочные задачи и придумывать разные сказки с помощью специальных
методов ТРИЗ. ( Например, "Вы оказались на необитаемом острове, что
с вами может случиться?)
Для
более эффективного освоения детьми алгоритмов организации творческой речевой
деятельности по картине, целесообразно проводить описанные ниже игры и
творческие задания.
Игры
и творческие задания для освоения алгоритмов работы с картиной:
Игры
с «подзорной трубой» Учить детей выделять объекты, изображенные на
картине. Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для
имитации подзорной трубы. Правило: навести глазок подзорной трубы на один
объект и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на
картине.
«Ожившие предметы» Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине
человеческими чувствами, мыслями, характерами. Ведущий предлагает выбрать
объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о
его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети
выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит.
Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.
«Волшебный гость» Учить детей устанавливать взаимосвязи между
объектами, изображенными на картине. В гости к детям приходит волшебник
Объединения и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается
объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между
собой.
«Живые картинки» Учить детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве,
отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.
Педагог предлагает детям превратиться в конкретные объекты на картине, выясняет
их место нахождения. Детям предлагается смоделировать изображение в трехмерном пространстве
(например, на ковре). Ребенок должен найти место своего объекта относительно
других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о его
местонахождении.
«Кто о чем
говорит? » Учить детей составлять
диалоги от лица объектов картины. Воспитатель предлагает выбрать объекты и
представить себе, о чем они могли бы говорить или думать.
«Я ощущаю запах» Учить представлять возможные запахи и передавать свои
представления в рассказе. Воспитатель предлагает «войти» в картину и представить,
какие запахи там можно ощутить, обозначить их словами.
«Я ощущаю лицом
и руками» Учить детей представлять возможные ощущения от предполагаемого
соприкосновения с различными объектами и передавать их в речи. Дети
сосредоточены на объектах картины, им предлагается найти и описать
предполагаемые ощущения от соприкосновения с объектами.
«Что было, что будет? » Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и
составлять связный рассказ об этом. Ведущий выбирает объект, предлагает
играющим прокатиться на Машине времени и рассказать о том, что было с ним в
прошлом и что, возможно, будет в будущем.
Синквейн
Опыт работы
со старшими дошкольниками, анализ методической литературы показывают, что даже
у детей с хорошими диагностическими показателями имеются трудности, связанные
со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого
высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование
ответа. Поэтому часто даже на первый взгляд у благополучных первоклассников
возникают проблемы в учебе. Трудности проявляются не сразу, а чаще всего во
второй половине года, когда повышаются требования к скорости выполнения заданий
и на первый план выходят умения анализировать информацию, выбирать главное,
коротко и точно выражать свои мысли.
Развить эти
способности еще в дошкольном возрасте поможет использование в практике
дидактического синквейна (синквейн — в переводе с фр. —«пять строк»,
пятистрочная строфа стихотворения). Эта технология не требует особых условий
его применения и органично вписывается в работу по развитию
лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации
словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень
усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного
воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию
высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть
активным, творческим участником образовательного процесса.
Дидактический
синквейн основывается
на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Его
составление требует умения выбирать из имеющейся информации существенные
элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
В настоящее
время составление синквейна активно используется в психологии как эффективный
инструмент для рефлексирования и в работе учителей-предметников в школе как
средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность
обобщать и резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний
учащегося. Человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить
синквейна.
К основным
правилам составления синквейна относятся следующие:
1. первая строка включает одно слово,
слово-предмет, отражающее главную идею;
2. вторая строка — два слова,
слова-признаки, характеризующие предмет;
3. третья строка — три слова,
слова-действия, описывающие действия в рамках темы;
4. четвертая строка — фраза из
нескольких слов, показывающая отношение автора к теме;
5. пятая строка — слова, связанные с
первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
Примеры
составления синквейна
1. Кукла.
2. Красивая,
любимая.
3. Стоит,
сидит, улыбается.
4. Моя кукла
самая красивая.
5. Игрушка.
1. Дождь.
2. Мокрый,
холодный.
3. Капает,
стучит, льется.
4. Я не
люблю дождь.
5. Вода
Таким
образом, чтобы правильно составить синквейн, важно:
·
иметь
достаточный словарный запас в рамках темы;
·
владеть:
— анализом, обобщением,
— понятиями: слово-предмет
(живой—неживой), слово-действие, слово-признак;
·
уметь
подбирать синонимы;
·
научиться
правильно понимать и задавать вопросы;
·
согласовывать
слова в предложении;
·
правильно
оформлять свою мысль в виде предложения.
Большинство
старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна,
упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя
способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с
предложением.
Синквейн
можно составлять на индивидуальных и групповых занятиях, занятиях с одной
группой или в двух подгруппах одновременно. Дети, умеющие печатать, могут
создавать синквейн на листе бумаги, не умеющие — в виде устных сочинений с
опорой на схему. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и
родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.
Могут быть
использованы такие варианты работы:
—
составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и
фраз, входящих в состав последнего);
— синквейна
по прослушанному рассказу;
— коррекция
и совершенствование готового синквейна;
— анализ
неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн
без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее
определить).
Целесообразное
использование синквейна:
На занятиях
для закрепления изученной лексической темы:
1. Береза.
2. Тонкая,
белоствольная.
3. Растет,
зеленеет, радует.
4. Береза —
символ России.
5. Дерево.
На занятиях
по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.
1. Заяц.
2. Белый,
пушистый.
3. Прячется,
боится, убегает.
4. Я жалею
зайца.
5. Дикое
животное.
В зимнем
лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису,
увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить
трудно.
Эффективность
использования синквейна заключается в быстром получении результата и
закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания,
расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли,
подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.
Написание
синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных
способностей (интеллектуальных, творческих, образных).
Синквейн о
синквейне
1. Синквейн.
2.
Творческий, активизирующий.
3. Развивает,
обогащает, уточняет.
4. Синквейн помогает
учиться.
5.
Технология.
22.01.2024
Просмотров всего: , сегодня: