2024 ГОД

22.01.2024

Участие семьи в коррекции речевого развития ребенка

22.01.2024

Для успешного преодоления речевых нарушений и всестороннего развития дошкольника необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:

 1. В общении с ребёнком родители должны пользоваться грамматически правильно оформленной речью, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного (а зачастую неправильного) развития лексической, грамматической и произносительной сторон детской речи.

Для этого нужно наполнить повседневную жизнь ребёнка правильным речевым общением:

§  чётко проговаривать слова, пусть малыш видит движения ваших губ;

§  посредством называния окружающих предметов и явлений развивать

предметный словарь (например, это дрель, это светильник и т.д.);

§  в собственной речи правильно употреблять грамматические формы,

четко проговаривать окончания слов, предоставлять ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах (например: Это воробей; нет воробья; ищу воробья; думаю о воробье; рисую воробья. Коля гулял, а Даша гуляла и т.д.);

§  обращать внимание ребёнка на смыслообразующие элементы речевой

системы – глаголы. На примерах из повседневной жизни учить детей дифференцировать их по смыслу (например: встал, лёг; зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок; привязал, отвязал, перевязал и т.д.);

§  привлекать внимание детей к правильному пониманию и

употреблению пространственных предлогов изолированно и в контекстной речи (например: положи ручку на стол, возьми ручку со стола, положи ручку под стол, спрячь ручку за спину, достань мяч из-под стола т.д.);

§  учить согласовывать существительные с прилагательными и

числительными, используя речевые игры (например, игра «Какого цвета?»: желтое яблоко, красная машина; 4 красных карандаша, 7 жёлтых пионов, 6 легковых машин, 5 воздушных шаров);

§  обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи: называть

продукты, из которых готовятся блюда; как готовятся (варим, жарим, печём, режем, чистим); описывать вкусовые качества блюд (вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная); определять цвет (зеленый, жёлтый, красный);

§  игры можно придумывать самим, «подсматривать» в развивающих

книжках, желательно использование картинок, различных игр типа «Лото», «Домино» и др.

§  читать детям книги, что способствует становлению правильной речи,

обогащает словарь, повышает интеллектуальный уровень, развивает логическое мышление, внимание, развивает эмоциональную сферу.

 

2. Необходимо развивать мелкую моторику рук ребёнка, так как установлено, что уровень развития речи ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

 

3. Ведущей деятельностью ребёнка является игровая деятельность и поэтому важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка и создание игровых ситуаций. Неоценима роль игрушки в речевом развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление маленьких рассказов, в том числе и рассказов - описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю – ребёнку.

 

4. Желательно ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, игры на развитие фонематического слуха.

 

5. Важно, чтобы вся работа происходила на эмоциональном подъеме ребенка и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать родной речью.

 

6. Родители должны учитывать, что реакция ребенка на занятия может быть различной: от полного отказа и слёз до радости и удовольствия. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать затруднения, пытаться его заинтересовать. Но, в то же время, нельзя переутомлять и перегружать малыша информацией, родителям просто необходимо научиться «чувствовать» своего ребёнка. А ещё, учить ребёнка трудиться!

В отношении к ребёнку создание атмосферы доброжелательности, терпимости, спокойствия – важное условие успеха.

 

7. Желательно организовать место для занятий ребёнка, позаботиться о правильном освещении, удобном стуле и столе. Для выполнения артикуляционной гимнастики необходимо настольное зеркало.

 

8. Важна правильная организация режима дня ребёнка. Помните, активный отдых на свежем воздухе стимулирует все жизненные процессы. Питание ребёнка должно быть правильным, сбалансированным. Ограничьте просмотр телепередач. Обеспечьте ребёнку полноценный сон в хорошо проветренном помещении. Следите за здоровьем малыша!

 

Удачи вам!

О пользе чтения книг дошкольникам 5-7 лет

16.02.2024

Многие родители задаются вопросом, что читать детям в том или ином возрасте. Мнений на этот счет великое множество.
Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой.

С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.
Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей. 
Взрослые должны обращать внимание на возраст ребенка, уровень интеллектуального развития, интерес к читаемому произведению и в связи с этим подбирать книги для чтения. Не следует стремиться прочесть все: надо думать, не о количестве, а о пользе прочитанного и воспринятого.
Детям нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. 
Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.
Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.
Усваивая содержания сказки, дети учатся передавать слова разных героев, повторяют интонации. Это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте. 
С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка.

Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивка-Бурка», «Царевна - лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их.

В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.
Во время чтения может возникнуть чувство эмоциональной близости между взрослым и ребенком, постарайтесь не разрушать это волшебное чувство. 
Читая ребенку, не отвлекайтесь на телефонные звонки, домашние дела, разговоры с другими членами семьи, тогда этот процесс доставит удовольствие и вам, и вашему ребенку.
Как читать.
- В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.
- Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.
- Показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
- Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
- Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение отложите ее на денек.

Рекомендуемая литература для детей 5-7 лет:

Русские народные сказки: Заюшкина избушка. Мужик и медведь. Лиса и журавль. Лиса и кувшин. Журавль и цапля. Лисичка со скалочкой. Кот и лиса. Волк и семеро козлят. Петушок - Золотой гребешок. Маша и Медведь. Храбрый баран. Лисичка-сестричка и серый волк. Сказка про ерша. Зимовье. Полкан и медведь. Лиса и козел.

Авторские сказки: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», П.П. Бажов «Серебряное копытце», сказки А.С. Пушкина, А.Н. Толстой «Приключения Буратино», Носов «Приключения Незнайки». Стихотворения: А. Барто, Б. Заходера, С. Маршака, К. Чуковского, В. Жуковского.

Произведения о природе: Мамин-Сибиряк «Серая шейка», А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».

Произведения зарубежных авторов: Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Ю. Олеша «Три толстяка» Р. Толкиен «Хоббит или туда и обратно».

«Рецепты составления домашней библиотеки»

20.03.2024

Книги оказывают огромное влияние на развитие детей. Они помогают расширить кругозор, развивают фантазию и воображение, формируют моральные ценности и нормы поведения. Чтение книг также способствует развитию речи, памяти и внимания мальчиков и девочек. Кроме того, книги могут помочь ребёнку лучше понять окружающий мир и себя самого. Поэтому так важно организовать для своего малыша пусть небольшую, но домашнюю библиотеку.

Домашняя библиотека – это собрание книг, которое хранится и используется в домашних условиях. Она может включать в себя книги разных жанров, таких как художественная литература, научно-популярные книги, учебники, словари и т.д. Домашняя библиотека может быть, как маленькой, так и большой, в зависимости от интересов и потребностей её владельца. Организация домашней библиотеки для ребёнка начинается с подбора соответствующей литературы и создания пространства для её хранения.

Книги для детской библиотеки

В настоящее время в магазинах и на просторах интернета можно найти огромное количество всевозможных книг. Чтобы после покупки книги вы или ваш ребёнок не расстроились и не разочаровались старайтесь придерживаться некоторых правил в процессе выбора. Как можно внимательнее пролистайте книгу и рассмотрите картинки перед тем, как её купить. Убедитесь, что она соответствует вашим ожиданиям и интересам детей. Книга должна иметь яркие и качественные иллюстрации, которые привлекут внимание ребёнка и помогут ему лучше понять содержание. 

Матовые страницы более приятны на ощупь и не дают бликов, что может быть удобно при чтении. Глянцевые страницы выглядят более ярко и красиво, но могут создавать блики при ярком освещении. В целом выбор между матовыми и глянцевыми страницами зависит от личных предпочтений читателя. Если позволяет время прочитайте несколько страниц в выбранной книге, чтобы понять, как автор пишет, нет ли орфографических ошибок или несогласованных предложений. Книги, которые будут часто листать, например, энциклопедии, лучше выбрать с плотными страницами. Остановите свой выбор на экземплярах с яркими и крупными рисунками.

Принципы создания домашней библиотеки

Создание домашней библиотеки для ребёнка – это важный процесс. С помощью разнообразных книг родители смогут привить детям любовь к чтению и развить их кругозор. Вот несколько принципов, которые следует учитывать при создании домашней библиотеки для мальчиков и девочек.

Возраст. Выбирайте книги, соответствующие возрасту ребёнка. Для малышей подойдут книги с яркими картинками и короткими текстами, а для детей постарше – более сложные произведения.

Интересы. Собираем библиотеку из книг, которые соответствуют интересам юного читателя. Если он любит животных, найдите книги о них, если интересуется наукой – выберите научно-популярную литературу и т.д.

Жанры. В библиотеке ребёнка должны быть книги разных жанров: сказки, стихи, рассказы, познавательная литература и т.п.

Классика. Обязательно включите в библиотеку произведения классиков детской литературы: Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто и других авторов.

Новинки. Следите за новинками и покупайте книги, только что вышедшие в свет. Домашняя библиотека должна быть актуальной и отражать современные тенденции в литературе. Это поможет детям быть в курсе новых произведений и авторов.

Выбирайте качественные издания. Обращайте внимание на оформление книги, качество бумаги и печати, а также на содержание.

Организация и хранение книг в порядке. Организуйте свою библиотеку таким образом, чтобы книги находились на своих местах, чтобы ребёнок мог легко найти нужную книгу и выбрать её для чтения.

Обсуждение. Обсуждайте с детьми книги, которые они читают. Задавайте вопросы, помогайте им понять сложные моменты и высказывайте своё мнение о прочитанном.

Для удобства пользования домашней библиотекой можно разработать собственную систему классификации книг. С её помощью будет легко и просто находить нужные печатные издания.Хочу такой сайт

Создаём рубрикатор

Рубрикатор – это система классификации книг, в том числе в домашней библиотеке. Он помогает упорядочить книги по жанрам, темам или возрастам и облегчает поиск нужной книги. Вот несколько советов по созданию рубрикатора для домашней библиотеки ребёнка. Определитесь с основными категориями книг, которые будут в библиотеке. Это могут быть жанры (сказки, стихи, приключения и т.д.), темы (о животных, о науке, о космосе и т.д.) или возрастные группы (для малышей, для детей 5-7 лет, для подростков и т.д.). Далее необходимо сформировать список книг по каждой категории. Укажите название книги, автора, краткое описание и возрастную рекомендацию.

Распределите книги по категориям в соответствии со списком. Можно использовать полки, ящики или коробки для хранения книг. На каждой полке или коробке укажите название категории и возрастную рекомендацию, чтобы ребёнок знал, какие книги можно читать. Регулярно обновляйте рубрикатор, добавляя новые книги и убирая прочитанные. Это поможет поддерживать порядок в библиотеке и сделает процесс чтения более интересным и познавательным для детей.

Как организовать детскую домашнюю библиотеку? 

Выберите подходящее место для домашней книжной зоны. Это может быть отдельная комната или её часть. Определите, какие книги будут в вашей библиотеке. Это зависит от возраста и интересов ребёнка. Организуйте пространство домашней библиотеки. Выберите мебель для хранения книг. Это могут быть полки, стеллажи, шкафы или комоды. Создайте систему классификации печатной продукции (по жанрам, по темам, по возрасту, или любую другую, которую вы считаете удобной). Можно использовать коробки, ящики или корзины для разделения книг. Добавьте аксессуары, которые помогут ребёнку наслаждаться чтением, – настольную лампу, удобное кресло, мягкий пуфик и т.д.

Книжная зона по Монтессори

Развитие ребенка по Монтессори – это метод обучения и воспитания, основанный на идеях итальянского педагога Марии Монтессори. Этот метод предполагает создание специальной среды для развития мальчиков и девочек, где они могут самостоятельно выбирать занятия и развиваться в своём темпе. В основе метода Монтессори лежит идея о том, что каждый ребёнок уникален и имеет свой путь развития, который нужно уважать и поддерживать.

Организация домашней библиотеки для ребёнка по Монтессори – это организация пространства, где малыш может самостоятельно выбирать себе книгу, читать её и возвращать на место. В этой зоне должны быть открытые полки для хранения книг, до которых дети могут легко дотянуться. Поставьте рядом с книжной полочкой аксессуары для чтения (кресло, пуфик, настольная лампа) и постелите мягкий коврик для комфорта детей. Меняйте ассортимент книг раз в неделю, или чаще, если ваш ребёнок много читает.

Польза от чтения книг огромна. Во-первых, в процессе чтения у мальчиков и девочек развивается воображение и фантазия. Во-вторых, чтение помогает расширять словарный запас и улучшать грамотность детей. В-третьих, книги могут научить малышей понимать мир вокруг них и принимать правильные решения. Также чтение может помочь ребёнку лучше учиться в школе и развивать социальные навыки.

«Как распознать у ребёнка дизартрию стёртой формы?»

25.10.2024

Дизартрия - это нарушение, когда ухудшается связь между центральной нервной системой и речевым аппаратом. Специалисты называют это положение недостаточной иннервацией. В результате ухудшается произносительная сторона речи.

Внешние проявления этого заболевания естественно связаны с произношением. В понятие произношение вкладывается не только артикуляция, но и интонационная окраска, темп речи, ритм речи и др. Эти внешние проявления могут иметь различные комбинации. Все зависит от того, где произошли поражения нервной системы, какой тяжести и какова область поражения.

В случае стёртой формы (степени) дизартрии речь больных ребят не имеет резкого отличия от своих сверстников. Ну, несколько плохая дикция и невыразительная речь. Разве это болезнь? Так думают некоторые родители. Ну, иногда меняет звуки в словах. Ну, расслабился ребенок, задумался – вот и произнес слово не так. И таким родителям невдомек, что это происходит не от расслабления или невнимания, а от микроогранического поражения головного мозга. И в этом случае отмахнуться от проблемы не удастся. И лечение этого может растянуться на многие годы.

Как родители могут заметить характерные проявления дизартрического компонента?

Понаблюдайте за своим ребенком. Обратите внимание на общую моторику ребенка. То есть на то, как он двигается. Что же нас должно насторожить? Дети любят играть в животных, подражая их движениям и голосу. У «наших» детей это получается с трудом. Особенно тяжело им дается изображение цапли, когда необходимо стоять на одной ноге. И вообще такие дети малоактивны и быстро устают от нагрузок. Понаблюдайте за ребенком во время музыкальных занятий и танцев. И если у ребенка дизартрические проблемы, то это выразится в нарушенном ритме движений. Они будут немного отставать от здоровых ребят.

Особый акцент сделаете на наблюдении за мелкой моторикой вашего ребенка. Как он застегивает пуговицу, как завязывает шнурки на ботинках. Ребенок не любит рисовать? Понятно, что это еще не признак дизартрии. Ну не любит, такой человек растет. Не надо ребенка заставлять. Но все эти «экзамены» не для него. Для вас. Для вашего спокойствия. Ведь вся наша жизнь тоже для него, маленького существа, который не в состоянии сам справиться со своими проблемами.

Поэтому не медлите. Протестируйте вашего ребенка. Попросите его сложить ручки в «замок». Покажите ему, как это делается. Попросите его поиграть в «колечки»: соединять большой палец со всеми остальными поочередно. Если для ребенка сделать эти простые задачи трудно, или даже невозможно – то не медлите ни дня. Идите к специалистам и пусть они проверят вашего ребенка.

Приведу несколько особенностей артикуляционного аппарата, которые указывают на наличие дизартрии стертой формы. Помните, что диагноз может поставить только доктор. Но родители должны первыми обратить внимание на отклонения в развитии своего ребенка:

• вялость мышц речевого аппарата;

• уголки рта у ребенка постоянно опущены;

• вялые губы остаются такими даже тогда, когда ребенок говорит;

• слабая активность языка;

• язык тонкий и вялый, особенно кончик языка. Такое состояние губ и языка врачи называют паретичным;

• мышцы лица у ребенка находятся в постоянном напряжении. От этого на нем практически отсутствую мимические изменения, а если они есть, то слабовыраженные;

• губы находятся в положении застывшей полуулыбки;

• язык у ребенка толстый и малоподвижный. Все это признаки «спастичности» мышц, то есть перенапряжены. Это ощущается при простом прикосновении к лицевым мышцам.

Следующая особенность, которая указывает на возможность дизартрии, называется «апраксия». В переводе с греческого это означает «нарушение замысла и осуществления целенаправленных действий». Это проявляется в том, что ребенок не может выполнить артикуляционным аппаратом движений, необходимых для произнесения определенных звуков или звукосочетаний. А иногда встречаются случаи, что ребенок производит массу хаотических движений артикуляционным аппаратом, чтобы «нащупать» нужное положение губ и языка.

Повышенное слюноотделение во время речи. Это тоже дизартрический признак.  Дети просто не сглатывают слюну. Когда молчат, то все у них получается нормально. Но стоит им заговорить, как рот наполняется слюной. Еще можно наблюдать у ребенка дрожание языка. Не в спокойном состоянии, а во время разговора. И не только язык не выдерживает нагрузок, возникающих при произнесении слов. Но и голосовые связки тоже начинают дрожать (гиперкинезы).

Самый выраженный дефект звукопроизношения у больных дизартрией наблюдается при произнесении свистящих и шипящих звуков, а также пропуске некоторых звуков, особенно соединенных согласных.

И еще несколько слов о дыхании. Мы все знаем, что правильное дыхание - основа хорошей речи. А у больных детей особенно. У некоторых детей, у которых дизартрия, часто наблюдается укороченный выдох, и потому часто они договаривают предложение на вдохе. Речь как бы захлебывается.

Вот такие симптомы мы можем обнаружить у наших детей при дизартрии.

Работа логопеда при таком диагнозе тесно связана с лекарственной терапией, которую назначает невропатолог. Но перед посещением врача, еще раз прочтите консультацию и выделите моменты, на которые следует обратить внимание доктора.

Желаю успехов!

«Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста»

19.12.2024

Сила речи состоит в умении

 выразить многое в немногих словах.

 Плутарх

 

Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций.  Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в развитии связной речи.

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Известно, что дети, даже без специального обучения, с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи, создавая новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать развитию творческого отношения к речи.

Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка. Используйте для этих занятий то, что ваш ребёнок видит вокруг: дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» - «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор...»; - «А что есть у дерева?» - «Корень, ствол, ветки, листья...». В возрасте 4-5 лет дети обычно хорошо усваивают названия основных цветов, значит их можно познакомить и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?». Можно просто спросить: «Какой он?», так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» - «Дом, дерево, человек...» - «А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?». Или: «Что бывает широким?» - «Река, улица, лента...» - «А что шире - ручеек или река?». Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: «Что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?». Можно сыграть с ребенком в игру «На что похоже?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «На что похож лист, облако, тень от дерева?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное мышление и восприятие.

Целесообразно видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов:

- «Чем лист похож на бумагу? (Толщиной, легкостью.) А на траву? (Цветом.) А на каплю? (Формой.)»

Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. А ещё развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.

Итак, во что можно поиграть дома?
«Холодно-горячо»
Самая распространенная и очень интересная игра, когда один участник прячет определенный предмет в доме, а второй его ищет, руководствуясь подсказками. Направлять можно по мере удаления или приближения к объекту, говоря «холодно» или «горячо» соответственно. Задействуйте свои актерские способности, придав словам «прохладно» и «ты не замерз?» нужную интонацию. Еще более интересной станет игра, если спрятать не только сам предмет, но и подсказки. Сначала находится первая подсказка, где может быть рисунок или указатель верного направления, затем вторая и т.д. Попробуйте так же спрятать сюрприз – ребенок будет в восторге!

«Крокодил»
Особенно интересно, если участвуют несколько человек. Загадывается слово, а затем разыгрывается пантомима с целью донести до участников его смысл. Одним из вариантов игры является словесное представление загаданного предмета и его применения без прямого указания нужного слова.

Игры на внимание, развитие воображения, фантазии.
«Историческое путешествие»
Разместите по квартире разные предметы и дайте им определенные названия. Например, миска – это море, подушка – горы, а большой надувной матрас – пустыня Гоби. Расскажите ребенку историю, где он является главным героем, а затем отправляйтесь в путешествие, проходя дремучие леса в виде ряда стульев и покоряя вершину мягкого Эвереста. В качестве героя-путешественника можно взять машинку или куклу, а также разнообразить игру, нарисовав самую настоящую карту сокровищ с указанием нужного маршрута.

Ролевые игры.
«Дочки-матери - наоборот»

Дети обожают ролевые игры. Они обыгрывают ситуации, взятые из жизни, что имеет и познавательный и развивающий характер. Но есть небольшие различия в восприятии ролевой игры в раннем и в дошкольном возрасте.
Ребенок в раннем возрасте просто копирует поведение взрослого и для него ролевая игра — это большей мерой действие, а не сама роль, как такова. Игрушки же — лишь вещи, заменяющие те, которые используют взрослые. Поэтому, если Вы будете играть с ребенком во врача, то не требуйте от него, слишком многого. Он будет Вас проверять, лечить, но вживаться в роль он, ни в коем случае не будет. Если же ребенок старше, то действия для него уже не будут столь важны. Главное — распределить роли и прожить то, с чем сталкиваются ежедневно взрослые.
Отличная ролевая игра для детей любого возраста — «дочки-матери» наоборот. Вы должны будете сыграть дочку или сына, а Ваше чадо — родителя. Это отличная возможность для вас побывать на месте друг друга. Вы можете капризничать и баловаться. Ребенок же в свою очередь узнает, что Вы чувствуете, когда он сам не слушается. Таким образом, дети будут лучше Вас понимать, а возможно у них еще и появится интерес к домашним делам!

Игра на развитие творческих способностей, мелкой моторики.
«Сделай красоту!» 
Выдайте ребенку различные предметы: пуговицы, ракушки, лоскуты, оберточную бумагу, пенопласт, бусины, картон, клей, пластилин... Предложите создать из всего этого что-то очень красивое. Не вмешивайтесь в работу: ни советов, ни идей. Помогайте лишь крепить, держать, вырезать, сгибать.
Игры на развитие внимания, сообразительности.

Игра «Третий лишний» 
В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях. 
Детям 3-5 лет условия более простые. 
Например: Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя. 
Еще примеры для младших дошкольников: 
- молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают. 
- машина, лошадь, трамвай; 
- шапка, платок, сапоги; 
- роза, береза, ёлка. 
Для детей 5-7 лет задания усложняются: 
- дождь, снег, река; 
- врач, турист, шофер; 
- тень, солнце, планета; 
- мороз, вьюга, январь; 
- камень, глина, стекло; 
- дверь, ковер, окно; 
- море, река, бассейн.

«Игра – генетическая основа, источник, корень всякого творчества, его подготовительная ступень» (Л. С. Выготский).


27.11.2024

к.jpg

Многие родители детей с речевыми расстройствами интересуются, какой из способов коррекционного воздействия может дать быстрый результат. На сегодняшний день, к сожалению, не существует той «волшебной палочки», которая могла бы решить проблемы в короткие сроки. Тем не менее, существуют разные направления коррекционной работы: психолого-педагогическое, медикаментозное и физиотерапевтическое. В этой статье мне хотелось бы рассказать о физиотерапевтических процедурах.

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».