2023 ГОД

09.01.2023

«Ребёнок-левша и его речевое развитие»

22.02.2023

Леворукость – это индивидуальная особенность ребенка (такая, как цвет волос или темп речи), ее просто нужно принять, а не ломать и пытаться перестраивать.

Леворукость - это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма и часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребёнка.

В нашей стране леворуких людей в среднем 4-7%.  Леворукие составляют 20% всех талантливых людей с высоким коэффициентом умственного развития. Очень много леворуких одарённых детей.

Леворукие дети обычно очень ранимы, эмоциональны, подвижны, тревожны. Они хуже привыкают к смене обстановки, тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят незначительные отличия предметов, более индивидуализируют окружающий мир.

Леворукий ребёнок больше чем другие дети подвержен невротизации. У левшей чаще бывают неврозы, так как в праворуком мире они испытывают декстрастресс (правый стресс).

Леворукие сталкиваются с тем, что окружающий мир рассчитан на праворуких людей (двери, осветительные приборы, музыкальные инструменты и т.д.). Также они испытывают трудности в обучении, т.к. обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т.д.) мешают детям левшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки. Однако, в настоящее время внимание к леворуким детям усиливается, создаются различные предметы только для них (ручки, ножницы и т.д.)

При начальном развитии речи леворукие дети имеют даже преимущества перед своими праворукими сверстниками, так как речь дошкольников больше связана с эмоциями и непосредственными впечатлениями - той сферой, которая лучше развита у левшей. Внешне речь левшей правильна, однако чаще всего фонематический слух и артикуляционные способности не сформированы. Это связано с тем, что левши воспринимают, запечатлевают и применяют чужую речь цельными блоками и просто используют её.

Считается, что в левом полушарии — том самом, которое в случае левшей менее активно, — находятся речевые центры, отвечающие за построение речи и понимание ее смысла. А в правом полушарии — том самом, которое у левшей доминирует — «рождается» образное восприятие речи.

В итоге ребенок хорошо понимает образную оболочку слова, а содержательную улавливает с трудом.

По этой же причине ему трудно выстраивать фразу в логическом порядке. У левшей часто встречается неверное употребление предлогов и проблемы с различением букв.

Речь для левши — скорее, картинка или (если на слух) мелодия.

Он речь не слышит — слушает. При этом воспроизведение интонации, темпа, тембра, тональностей — это его конек. Его подражательные способности на высоте.

Получается, что дети-левши пропускают главное, а усваивают второстепенное? На каком-то этапе развития — да. Но позднее красота, сочность, образность языка могут превратиться в дар литератора. А врожденная чувствительность к тонкостям графического начертания, цвету, эффектам определит в нем призвание дизайнера.

Как помочь ребёнку – левше?

Ребенку-левше, конечно, можно и нужно помочь. И сделать это лучше еще до школы.

С помощью специальных занятий по нейрокоррекции можно наладить нейронную связь между двумя полушариями, сделать нагрузку на каждое полушарие более равномерной — дефицитарные функции (внимание, контроль поведения, двигательное поведение) начнут развиваться активнее. А также добиться того, чтобы связи внутри самих полушарий стали более дифференцированными — чем сложнее нейроны сцеплены между собой, тем лучше работает мозг.

При организации деятельности леворуких детей следует соблюдать особенности этих дошкольников и некоторые правила работы с ними. Так, должна выполняться правильная методика обучению письму и чтению, учитываться верная посадка.

При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т.д.), а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие. Для левшей трудна работа в больших группах при жёстко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Им необходима собственная инициатива и интуиция, индивидуальная работа, когда нет жесткого регламента, строгого подчинения.

У леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких, проявляются трудности при обучению письму. У них часто отмечаются зеркальное письмо (частота зеркального письма составляет 85%), выраженные нарушения почерка, тремор, неправильное начертание букв (оптические ошибки), чаще всего у них медленнее скорость и хуже связность письма. Снижение частоты проявления зеркального отражения и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет.

Как показывает практика, у детей-левшей часто встречается нарушение чтения (дислексия). Оно не является результатом умственной отсталости или физической травмы. Ребёнок с дислексией имеет нормальный интеллект. Нарушение носит зрительно-пространственный характер: дети испытывают сложности в восприятии слова как целого (не могут отличить ЛУГ от ГУЛ), не способны уловить связи между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают (СОКОЛ и КОЛОС).

При чтении ребенок больше ориентируется на начертание, форму слова, нежели на распознавание знаков (букв). Текст он воспринимает целиком, зачастую не вдаваясь в логику содержания. А потому не может ни объяснить, ни пересказать прочитанное. Кстати, именно поэтому дети-левши могут позже начать говорить, но зато сразу же предложениями. Просто они копируют речь целиком, не осознавая и не анализируя ее смысл.

Поэтому начиная с дошкольного возраста ребенка необходимо целенаправленно обучать звуковому анализу, т.е. умению слушать, слышать, выделять звуки, определять их порядок и последовательность в слове.

Также у леворуких детей возникает проблема запоминания слов в том значении, в котором они употребляются взрослыми. Это связано с тем, что у левшей недостаточно хорошо сформированы подкорково-корковыми взаимодействиями и отлажены механизмы парной работы полушарий мозга.

Переучивание ребенка-левши всё делать правой рукой нередко приводит к задержке речевого развития и нарушениям речи.

Люди с поврежденным правым полушарием в большей мере испытывают сложности с улавливанием смысла из контекста фразы, с пониманием метафор или юмора, со следованием смыслу воспринимаемого разговора и т.п. Правое полушарие связано с семантическими характеристиками речи.

Любящим родителям, прежде всего, стоит принять особенность своего ребёнка и помнить, что доминирование левой руки связано с функционированием головного мозга.

Категорически нельзя пытаться переделать ребёнка в правшу, предъявлять к нему завышенных требований или сравнивать с другими детьми. Жесткое и насильственное вмешательство в незрелую, впечатлительную психику ребенка, необоснованная борьба с его природой может нанести ему серьезную психологическую травму, последствия которой будут преследовать его всю жизнь в виде повышенной возбудимости, агрессивных и неадекватных реакций на внешние ситуации, астении, тревожности, несамостоятельности, неуверенности в себе.

Предлагаю несколько рекомендаций психологов и нейропсихологов родителям левшей.

1.     Чтобы ребёнок не чувствовал себя белой вороной в кругу сверстников, не заостряйте его внимание на том, что он левша.

2.     Чаще напоминайте ребёнку, где у него правая рука, а где – левая. Помочь различать лево и право может яркий браслет – наденьте его ребёнку, например, на правую руку.

3.     Приучайте ребёнка пользоваться обеими руками. Особенно хорошо в этом помогают развлечения с мячом, лепка, а также игра на музыкальных инструментах.

4.     Правильно обустройте рабочий уголок ребёнка: свет должен падать справа. А в школе попросите учительницу посадить малыша слева за партой – так ему не будет мешать правая рука соседа.

5.     Во время подготовки ребёнка к школе для облегчения запоминания материала используйте наглядные пособия, так как левша мыслит образно.

6.     Во время чтения предложите ребёнку воспользоваться закладкой, линейкой или даже листком бумаги. Левше бывает сложно уследить за строчками в тексте, и линейка поможет не теряться и не перескакивать через строку.

Главное, что стоит уяснить родителям правополушарных детей: леворукость — это абсолютно нормально.

Она свидетельствует об особой креативности мышления, которую не надо переламывать. Просто иногда, на определённых этапах развития, вашему ребёнку может потребоваться помощь специалистов.

Развивайтесь правильно!

 

«Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»

17.03.2023

Уважаемые родители детей групп компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи! Вашему вниманию представлен очень важный и интересный материал о формировании навыков звукового анализа и синтеза у детей 6-7 лет.

Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения?

Звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный …а еще Фанта!»

Для чего нам нужен звуковой анализ? Мы с Вами используем его каждый день, т.к. звуковой анализ лежит в основе процесса письма.

В дальнейшем при обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Таким образом, обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др.

Звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения. Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: - Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.

При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно побуквенное чтение, т.е. вместо звука произносится буква (не м, н, в, а ме, не, ве). Дети читают: ам – аме, вы – веы и т.д. Побуквенное чтение в норме возможно до того момента, пока взрослый не объяснит ребенку, как читать правильно, т.е. 1-2 занятия. Но большинство детей логопедической группы без коррекционной работы «правильно» читать и писать не научатся, т.к. у них нарушения нормального речевого развития.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Для чтения детей, у которых сохранилось (даже в неярко выраженном варианте) речевые нарушения, характерны:

-трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков: свистящих - шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих (каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать);

-искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился, операция вместо операционная, вынула вместо вытянула),

-грамматические ошибки (лодку перевернулась, с двумя друзьям),

-побуквенное чтение (К,А,Ш,А),

-нарушение понимания прочитанного,

-слишком медленный темп чтения,

-«угадывающее чтение».

Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ – способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.

Я предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми, чтобы вы смогли всегда помочь своему ребенку если возникнут трудности.

  • Все, что мы говорим, читаем, пишем - Речь.
  • Речь бывает: устная и письменная.
  • Состоит наша речь из предложений.
  • Что такое предложения? (слова связанные между собой по смыслу)
  • Предложения состоят из слов.
  • Слова состоят из слогов.
  • Слоги состоят из звуков.
  • Какие бывают звуки? (гласные, согласные)
  • В каждом слове слышим звуки.

ПАМЯТКА О ЗВУКАХ.

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию.

Гласные звуки обозначают красным цветом.

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.

МЯГКИЕ И ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

  • Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми.
  • Мягкий согласный звук мы обозначаем зеленым цветом.
  • Твердый согласный звук - синим цветом.
  • Звуки на письме обозначаем буквами.
  • Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)

!!! Показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает.

Например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.)

В процессе формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевыми нарушениями на помощь приходят игры, т.к. для детей дошкольного возраста игра имеет важнейшее значение. Ниже представлены игры и игровые упражнения, которые помогут вашему ребенку в увлекательной форме сформировать и закрепить навыки звукового анализа и синтеза.


Учимся выделять звук

  1. «Найди общий звук»

Взрослый произносит 3-4 слова, в каждом из которых есть отрабатываемый звук, и спрашивает: «Какой звук встречается во всех словах?»

Чайник, очки, ключи (Ч).

Жаба, лыжи, жук (Ж).

Липа, лес, соль (ЛЬ).

Репа, букварь, крепость (РЬ).

Зима, обезьяна, зеркало (ЗЬ).

Стул, лодка, лампа (Л).

Воробей, павлин, иволга (В).

Попросите ребенка самого придумать аналогичные задания.

2. «Найди лишнее слово»

В трех словах этого задания есть общий звук, а в четвертом его нет. Ребенок должен найти это слово.

Щука, плащ, шерсть, клещи.

Кукла, мяч, чайник, чашка.

Овца, цыпленок, солнце, луна.

Ножницы, кружок, лошадь, жеребенок.

3. «Собираем пуговки»

Ребенку предлагается придумать слова, содержащие определенный звук. За каждое слово он кладет в бутылочку пуговицу. Когда все пуговицы собраны, бутылочка закрывается завинчивающейся пробкой.

Помимо складывания пуговиц в бутылочку можно собирать пирамидку, нанизывать бусинки на нитку, выкладывать мозаику.


Игры, помогающие определить место звука в слове

4. «Любопытный»

На любой вопрос взрослого ребенок может называть только те слова, которые начинаются со звука Б.

- Где был? – На балконе.

- Кого видел? – Бульдога.

- Куда собираешься? – В булочную.

- Что будешь покупать? – Баранки.

- Куда поедешь? – В Бразилию.

- Что на тебе надето? – Блуза.

- Кем работаешь? – Бухгалтером и т.д.

5. «Звукоедик»

У Звуковичков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками во всех словах.

Взрослый ходит с куклой в руках по комнате и говорит:

- …иван, …каф, …тул и т.д. Что хотела сказать кукла?

Или Звукоедик съедает последний звук. Как теперь звучат произносимые слова: «Сто…, сту…, тарелк… и т.д.»

Вариант этой игры: «Истории про Звукоедика»

Звукоедик попал в сад. Теперь он отгрызает первый (или последний) звук в названиях фруктов: …руша, …ерсик и т.п.

Звукоедик в лесу. Исчезают звуки в названиях грибов, ягод, деревьев:сыроежк…, сосн… .

Звукоедик может попасть в огород, в магазин, на улицу, в цирк, на рыбалку. До тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый и последний звук в словах.

6. «Подарки лесным зверюшкам»

Крокодил Гена провел отпуск в Африке. И оттуда привез своим друзьям - лесным зверюшкам – много разных подарков. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с такого же звука, как и имя зверюшки.

Например: зайчику – зонтик, звонок, задачник;

лисенку – леденец, лежак и лейку;

лосенку – лопатку, лыжи и лакомство.

А что подарил крокодил Гена волчонку, белочке, барсуку, медвежонку и Чебурашке?

7. «Цепочка»

Ребенок и взрослый по очереди называют предметы, которые они видят вокруг себя, так чтобы последний звук в названии одного предмета стал бы первым звуком в названии другого предмета.

Например: автобус – стул – лампа - …

Этот же вид задания можно выполнить, разложив соответствующим образом на столе картинки (игрушки). Затем ребенку предлагается нарисовать ряд предметов, чтобы получилась цепочка.


Учимся различать согласные твердые и мягкие

8. «В Зоопарке»

Ребенку дается задание: «Посмотри на игрушки: жираф, кит, верблюд, лев, конь, кот, медведь, волк. Раздели их на 2 группы: есть в названии мягкий звук – положи игрушку слева, нет – справа от всех остальных. Сколько игрушек в каждой группе? (5 и 3)

Составь схемы слов с помощью пуговиц: синей пуговицей обозначай твердый согласный звук, зеленой – мягкий согласный звук, красной – гласный звук».

9. «Упрямые Звуковички»

Взрослый называет твердый согласный звук и бросает мяч ребенку. Поймав мяч, ребенок называет пару заданного звука (маленького «братца») и бросает мяч взрослому.

Например: Б-БЬ, Т-ТЬ, К-КЬ.

Или, наоборот, взрослый называет мягкий согласный, а ребенок в ответ – большого «братца», т.е. твердую пару названного звука.

Например: ВЬ-В, КЬ-К.

Варианты этой игры:

10. «Твердые-мягкие»

Взрослый называет слово с твердым звуком в начале слова и бросает мяч ребенку, а ребенок возвращает мяч, изменив звук на мягкий:рука – река; лось – лента; молоток – лента.

11. «Измени слово»

Взрослый бросает мяч и говорит слово с твердым окончанием, а ребенок возвращает мяч, заменив твердое окончание на мягкое: дал– даль; стал - сталь;

был – быль; ел – ель; кон - конь; мел – мель.

12. «Волшебный дартс»

Ребенку предлагается метать дротики в круг. Если дротик попадает в синий сектор, то ребенок придумывает слово, начинающееся на твердый согласный звук. Если в зеленый сектор – на мягкий согласный звук. Если в красный сектор – слово должно начинаться с гласного звука.

Игры на дифференциацию звуков

13. «Раскрась – не ошибись»Хочу такой сайт

Ребенку предлагается раскрасить предметы на картине карандашами желтого и синего цветов. Если в словах есть звук Ж – желтым цветом, если звук З – синим: ваза, роза, жираф, желудь, жилет, звезда, пижама, флажок, кружок, мимоза, гвоздика.

14. «Собери букет»

На листе бумаги нарисованы две вазы. В каждой вазе надо дорисовать букет, но в первую вазу можно поставить лишь те цветы, в названии которых слышен звук Р (ромашка, роза, георгин …), а во вторую вазу – лишь те цветы, в названии которых есть звук Л(ландыш, фиалка, гладиолус …).

15. «Построим дом»

На листе бумаги нарисована стена. Взрослый просит ребенка дорисовать дом. Но изображать можно только те детали, в которых есть звук Р – крыша, труба, крыльцо, рама, забор (вокруг дома) и т.д. Потом рисуем предметы толь со звуком РЬ – двери, козырек, (над дверью), деревья (рядом с домом) и т.д. Ребенку можно помочь вопросами:

Из какого материала сделан дом: кирпичный, деревянный?

Какой краской покрасим: серой, розовой, коричневой?

Какие кустарники нарисуем возле дома: смородина, сирень?

Какие цветы посадим рядом с домом: астры, розы, ирисы?

16. « Кто быстрее соберет вещи»

На листе бумаги нарисованы два чемодана. На них символы звуков С и Ш. Вокруг разложены картинки с изображениями предметов одежды, обуви, головных уборов. Взрослый просит ребенка «разложить» данные картинки по чемоданчикам: в один собрать все вещи, в названиях которых есть звук С, в другой со звуком Ш.

17. «Расскажем о куклах»

Взрослый показывает ребенку двух кукол. Одна кукла одета в красное платье – это Катя, другая одета в голубое платье – это Галя. Произнося имена кукол, взрослый выделяет голосом звуки К и Г.

Ребенку предлагается составить рассказ об этих куклах: что на них одето, какие у них игрушки, что любят есть, чем им нравится заниматься. В ответах про Катю должен быть звук К, а про Галю – Г.

Например:

Катя одета в красное платье, любит какао с калачами, весь день скачет на скакалке и распевает куплеты. Ее любимые игрушки – конь, Чебурашка и матрешка.

18. «Доктор Звуков»

Мишутка не умеет выговаривать какие-нибудь звуки: «По дороге едетмафына. У слона больфые уфы». Какой звук не выговаривает Мишутка?

Ребенок – доктор Звуков. Он прописывает Мишутке необходимую скороговорку в качестве лекарства: Паша под душем моет шею и уши.

Примеры скороговорок:

Три корабля лавировали да не вылавировали.

Саша любит сушки, Соня – ватрушки.

В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.

У кошки лежат ложки в лукошке.

В тетради Кондрат начертил квадрат.

 

Игры и игровые пособия по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей.

«Символы звуков» сигналы трех цветов - зеленый, синий, красный; квадраты трех цветов с колокольчиком и без колокольчика.

Почему мы используем символы, а не сразу буквы? Буквы – это абстрактный знак, он ни как не связан со звуком. Некоторым детям с нарушениями речи трудно их запомнить. А символ связан со звуком. Символы гласных звуков соответствуют положению губ при их произнесении, символы согласных звуков представляют собой зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук. (см. символы Ткаченко). Синий цвет обозначает твердый согласный звук. Зеленый цвет обозначает мягкий согласный. Если на карточке присутствует колокольчик- этот звук согласный твердый (мягкий) и звонкий, если колокольчик отсутствует - этот звук согласный твердый (мягкий) глухой.

«Звуковая дорожка» дети находят положение звука в слове и показывают на «дорожке» (начало, середина, конец)

«Домики звуков» разграничение звуков по группам: гласные, согласные твердые, согласные мягкие звуки. Каждому звуку свой цвет.

«Цветные колпачки» - дети надевают колпачки соответствующие по цвету их звукам, как усложнение предлагается паре детей образовать слог (т.е. встать друг с другом), и более сложный вариант игры «встать в слово»

«Цветные проволки» - выгибание буквы, обозначающей определенный звук.

«Чудесное поле» подбирать и выкладывать на поле картинки на определенный звук

«Ребусы» - ребенок называет каждую картинку, двигаясь по стрелке, каждый первый звук картинок выкладывается в слово.

«Куб» - на каждой грани куба определенное количество точек. Ребенок должен придумать слово с данным точками количеством звуков.

«Звуковая линейка» - ребенок определяет количество звуков в слове, или подбирает картинку с изображением предмета, в названии которого заданное количество слогов.

«Домино» - каждой фишке ребенок подбирает картинку в названии которой заданное фишкой количество звуков.

 

Родители давно признаны главными воспитателями своего ребенка. Очень важно сделать их активными участниками педагогического процесса, научить адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Предложенные вашему вниманию игры и упражнения вы можете выполнять со своим ребенком дома.

Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если логопед, воспитатели и родители станут действовать согласованно!!!

 

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ РУК НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ?

10.10.2023

Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у де­тей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией.

Важность проблемы вызвала не­обходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей. О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге чело­века центры, отвечающие за речь и дви­жение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, особенно у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады стали приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. С большой долей вероят­ности можно заключить, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

К сожалению, о проблемах детей с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это обо­рачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. И главная задача педагогов и детских психологов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информа­цией, нужно превратить обучение в игру не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Начинать работу по развитию мел­кой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже со второй недели жизни ребенка можно начинать работу с ки­стями рук. Самое легкое упражнение – легкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. Здесь находится очень важная точка – центр разви­тия речи. Ее стимуляция необходима для речевого аппарата малыша. Чем раньше мы начнем уделять внимание этому аспекту, тем раньше услышим первое слово своего ребенка. Помимо ладошки, очень важно воздействовать на пальчики: каждый пальчик необходимо погладить со всех сторон. Кроме широко известной присказки «Сорока-ворона», можно использовать другие, чтобы раз­нообразить ежедневные упражнения.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихот­ворным текстом, не забывать о раз­витии элементарных навыков самооб­служивания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.
Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которы­ми можно заниматься с детьми как в детском саду, так и дома.
 

Упражнения с прищепками:
«Разноцветные прищепки»

Разноцветные бельевые прищеп­ки – это готовый тренажер. Много­кратное повторение движения раз­жимания/сжимания с усилием дает отличную тренировку пальчикам рук. Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус…
 

«Котенок»

Бельевой прищепкой (проверьте на своих руках, чтобы она не была слиш­ком тугой) поочередно «кусаем» ногте­вые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук) 

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
 

«Прищепки на веревке»

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько разноцветных и разных по размеру прищепок. На каждый ударный слог ребенок прицепляет прищепку к веревке:

«Прищеплю прищепки ловко я на мамину веревку».
 

Пальчиковые бассейны («Сухой аквариум»)

Пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары, заполнен­ные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (гречневой, рисовой, манной и другими), песком, со­лью. Их основное назначение – механи­ческое воздействие на нервные оконча­ния, расположенные на кончиках пальцев. Пальчиковые бассейны используются для выполнения различных заданий: «Найди спрятанный предмет (маленькую игрушку)», «Найди фигуру по образцу», «Найди фигуру и назови ее». Игры проводятся ежедневно по 3—5 минут.
 

Пальчиковый массаж
 Упражнения с мячиками

Существует большое количество различных приспособлений для микро­массажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. И малышей, и старших дошколят привлекают яркие массажные мячики с шипами, сделанные из резины, латекса или пластмассы. Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Дети с удовольствием выполняют несложные комплексы упражнений, со­провождая действия словами, например: Гладила мама-ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат?».
Эффективные упражнения для сти­мулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хоро­шо знакомых детям предметов – ка­рандаша, катушки, грецкого ореха. С этими предметами можно выполнять различные упражнения, сочетая их выполнение с проговариванием дву­стиший, четверостиший, скороговорок и чистоговорок.
 

Упражнения с карандашом

1.     Срочно сделать мы успели самолет другой модели.
Мы над лесом полетим, облака достать хотим.
2.     Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть примерным научу
 

Упражнения с грецким орехом

1.                 Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
«Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех».
2.       Ребенок держит в одной руке два грецких ореха и вращает их один вокруг другого.
 

Гимнастика для пальчиков

Развитию мелкой моторики спо­собствует пальчиковая гимнастика с использованием различных предметов: игрушечного волчка, резинки для во­лос, бусинки.
 

Упражнения с волчками

Это игрушка, приводимая в движение пальцами руки и вращающаяся вокруг своей оси. Для запускания волчка требуется особый двигательный навык, развитые и тонкие движения пальцев. Играя с разными видами волчков, ребе­нок учится правильно рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти.
 

Упражнение «Резиночка»

Упражнения с резинками направ­лены на повышение упругости ручной мускулатуры. Для этого упражнения можно ис­пользовать резинку для волос диаметром 4-5 см. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360° – сначала в одну, потом в другую сторону Упражнение выполня­ется сначала одной, потом второй рукой.


Игры с бусинками

Игры с бусинками помогут скоорди­нировать движения обеих рук. Ребенку предлагают для нанизывания на веревочку бусины с дырочкам разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз–рука».
 

Игра «Мозаика»

Идея мозаики заключается в состав­лении целого изображения из мелких частей. Во время игры ребенок посто­янно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
 

Контрастотерапия

Контрастотерапия – это использо­вание контрастных ванн для кистей рук. Горячая вода – 45°С, холодная – 16 – 18 С. Стимулирующий эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. Проводится 10 сеансов продолжитель­ностью до 5 минут.
 

Игры-шнуровки

По-настоящему зашнуровать боти­нок –  дело довольно сложное. Можно для начала потренироваться на плоском домике или игрушечном башмаке. В таких играх развивается глазомер, вни­мание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, что создает оптималь­ные предпосылки для подготовки руки к письму и для развития усидчивости. Первые простые шнуровки для ма­лыша можно сделать самостоятельно. Потребуются плотный картон, дырокол и разноцветные шнурки. Проделай­те дыроколом несколько отверстий в картоне. Покажите ребенку, как сквозь них можно протаскивать шнурок. Пусть малыш потренируется на одной или на двух дырочках. Если ребенку удалось по­пасть в дырочку, обязательно похвалите его за первый успех. В дальнейшем задания можно усложнять, создавая с помощью дырокола контур несложного рисунка.
 

Создание картин из макарон и круп (гречки, проса, фасоли, риса, гороха, семечек)

Работа с этими материалами спо­собствует развитию навыков художе­ственного конструирования, чутья и вкуса, пальчиковой моторики. Красиво и необычно выглядят мака­роны, наклеенные на основу из цветного картона. Готовое изделие можно рас­красить – получится фантастическая композиция. Чтобы выполнить ее ак­куратно, нужны умелые и ловкие руки, ведь удержать в пальцах маленькую макаронину нелегко. Еще труднее – нанести на нее клей и поместить в нужное место на «холсте».
 
Таким образом, игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слу­ховое и зрительное восприятие, воспи­тывают усидчивость, формируют игровую и учебно-практическую деятельность.



Семь развивающих игр с пуговицами

14.12.2023

В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Учёными установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. Поэтому важно создать условия для накопления детьми двигательного и практического опыта, В современном мире, богатом техническими новинками, мы перестали обращать внимание на простые вещи, которые могут быть многофункциональными. Например, обычная пуговица. В некоторых семьях экономные хозяйки хранят годами коробочки, полные пуговиц, бережно срезанных со старой одежды. А ведь этот бросовый материал можно широко использовать в декоративных целях (панно, украшение одежды, подушек, сумок, шкатулок и т.д.), а также в образовательных целях (изготовление развивающих пособий).

Пуговичная терапия – комплекс развивающих, коррекционных, релаксационных игр и упражнений с использованием пуговиц. Перебирание, передвигание и просто рассматривание пуговиц, доставляет детям большое удовольствие. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, усидчивость, добиваясь точного выполнения. Пуговичная терапия проста в применении. Важное условие – играть вместе со взрослым (в целях безопасности). Пуговицы экологичны в работе, не вызывают аллергии, ими нельзя порезаться или уколоться, их легко мыть.

Разнообразие пуговиц позволяет использовать их для работы по коррекции и развитию:

- психомоторики (мимика, моторика рук, координация движений);

- сенсорной сферы;

- эмоционально-волевой сферы (релаксационное воздействие);

- произвольного внимания.

Пуговицы можно широко применять в играх по коррекции коммуникативных навыков и речевых нарушений.

Актуальность игр с пуговицами в логопедии:

- развитие мелкой моторики;

- развитие устной связной речи;

- развитие грамматических категорий;

- развитие речевого дыхания;

- автоматизация поставленных звуков;

- развитие фонематического восприятия.

Предложите своему ребёнку для игры пуговицы разной формы, фактуры, величины и цвета. Благодаря таким играм, у детей развивается не только мелкая моторика, но и закрепляется знание формы, цвета и размера.

 

1.       Игра «Пуговицы рассыпались. Разложи их по цвету, форме»

Цель: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук, закреплять знание геометрических форм (круга, квадрата), развивать мелкую моторику рук.

Пуговицы разного цвета, контейнер с ячейками, где на дне ячеек цветные кружки-ориентиры.

Взрослый предлагает ребенку разложить пуговицы в ячейки по цветам. Пуговицы разной формы, контейнер с ячейками, где на дне ячеек геометрические формы-ориентиры. Взрослый предлагает ребенку разложить пуговицы в ячейки, основываясь на геометрические формы. 

 

2.    «Пуговичный массаж»

Для игры потребуется просторная коробка (можно из-под обуви), пуговицы разного размера и фактуры.

Предложите малышу опустить руку в коробку; поводить ладошками по поверхности пуговиц; захватить пуговицы рукой, а затем разжать руку; погрузить руки глубоко в «пуговичный бассейн»; пересыпать их из одной ладошки в другую; захватывать щепотки пуговиц двумя руками; перекатывать пуговку между ладонями.

 

3.            Игра «Дорожки»

Цель: развитие устойчивости внимания, фонационного выдоха.

Понадобится: различные дорожки, несложные лабиринты и пуговицы.

Взрослый просит помочь герою выйти из лабиринта. Ребенок, прижимая пальцем пуговицу к листу, помогает пройти весь путь.

Для развития фонационного выдоха, взрослый предлагает пропевать определённый гласный звук на выдохе, одновременно ведя пуговицу по дорожке.

 

4.    Игра «Сортировка. Разложи их по цвету, форме»

Цель: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук, закреплять знание геометрических форм (круга, квадрата), развивать мелкую моторику рук.

Пуговицы разного цвета, контейнер с ячейками, где на дне ячеек цветные кружки-ориентиры. Учитель предлагает детям разложить пуговицы в ячейки по цветам. Пуговицы разной формы, контейнер с ячейками, где на дне ячеек геометрические формы-ориентиры. Учитель предлагает детям разложить пуговицы в ячейки, основываясь на геометрические формы. 

 

5.   Игра «Продолжи ряд»

Цель: закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики, логического мышления, усидчивости.

Начинаем выкладывать ряд из пуговиц с определённой закономерностью, например: красная-жёлтая-красная-жёлтая. Попросите ребёнка продолжить ряд, учитывая закономерность.

Затем можно усложнить задание: добавить ещё один цвет или взять пуговицы, разные по размеру.

6.   Игра «Пуговичные узоры»

Цель: развитие связной речи.

Рисуем на листе бумаги линии: прямые, волнистые или зигзагообразные. Предлагаем ребёнку выложить по линии узоры из пуговиц. А можно выкладывать рисунки по контуру.

7.                Игра «Копилка»

Цель: закрепление обобщающих понятий; развитие мелкой моторики, связной речи, фонематического слуха. Понадобится: пластиковая ёмкость с прорезью на крышке (по типу копилки), пуговицы. Взрослый просит ребёнка назвать несколько слов, объединённых одним обобщающим понятием. Например, назвать насекомых. Каждая пуговица, брошенная в ёмкость – это одно слово. Чем больше насекомых назовёт ребёнок, тем полнее будет копилка.

Это пособие можно использовать также для автоматизации поставленных звуков.

 

    Организовывая игры с пуговицами, нужно помнить о том, что ребёнок может взять пуговицу в рот или засунуть её в нос. Поэтому взрослый во время игры должен находиться рядом.

И ещё один момент: не стоит затягивать игру. Если вы заметили, что интерес и внимание малыша начинает угасать, похвалите его и сложите пуговицы. Таким образом, игра малышу не наскучит, и с ней будут связаны только положительные эмоции.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».