Коррекция речевых нарушений с использованием нейропсихологических приемов.

23.01.2023

С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих нарушения в речевом

развитии. Трудности возникают не столько из-за нежелания детей воспринимать

материал, сколько вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга современных детей. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь в логопедической работе приходит применение нейропсихологических методик.

Тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу –

поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, поэтому страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.

Нейропсихологи утверждают, что одной из причин недостатков речи, чтения и

письма является нарушение межполушарного взаимодействия.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков:

- согласованность движений рук

- согласованность движений глаз

- согласованность движений языка (при отработке правильного звукопроизношения).

Предлагаю вашему вниманию некоторые виды игр для развития межполушарных

связей, которые можно использовать в занятиях с детьми.

Игра «Попробуй, повтори»

Суть игры – участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Трудность заключается не в том, что движения требуют определенных физических способностей, а в их непривычности, непохожести на те, что люди осуществляют в быту. В колоде есть карты с изображением движений, воспроизвести которые невозможно. В этом случае, необходимо поднять руки вверх. Несмотря на простоту и увлекательность, игра является эффективным инструментом работы. Используется для стимулирования развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию.

Игра «Зайчики»

Исходное положение – стоя. Взрослый предлагает ребёнку дотронуться до правого уха и улыбнуться («зайчик греет ушки»), если он услышит заданный звук в слове. Если в слове заданного звука нет, то необходимо дотронуться до левого уха и сделать грустное лицо.

Данная игра способствует развитию фонематического слуха, памяти, развивает внимание, ловкость, снимает психологическую нагрузку. Формирует навык

практической ориентировки на своем теле.

Игра «Старый друг»

В начале игры взрослый обязательно показывает ребёнку, как необходимо выполнять действия. При необходимости можно использовать схематичные рисунки. В данной игре взрослый предлагает ребёнку обнять себя, положив одну руку на плечо, а другую на бок. Ребёнок встретил старого друга и крепко его обнял. После того, как ребёнок усвоил данную позу, взрослый предлагает попеременно менять положение (правое плечо-левый бок, левое плечо - правый бок). На первых этапах задание выполняется медленно. Далее подключается инструкция – звуковая дорожка: необходимо менять положение, проговаривая заданные взрослым звуковые дорожки. Например, Маша встретила зайца, и он здоровается ТА_ТА_КА. Никита встретил волка, и он здоровается ТО_ТО_КО.Хочу такой сайт

Данная игра способствует развитию межполушарных связей, внимания, памяти, мышления, ловкости, закрепляет понятия частей тела, и позволяет ребенку научиться лучше чувствовать свое тело. В игровой форме закрепляет дифференциацию звуков, улучшая фонематический слух.

Упражнение «Слепые шаги»

Ребенок с завязанными глазами стоит спиной ко взрослому. Инструкция: «Если я дотронусь до головы, сделай шаг вперед, если дотронусь до спины – сделай шаг назад».

Данное упражнение отлично развивает быстроту реакции, ловкость, умение ориентироваться в пространстве, опираясь на слух.

Упражнение «Кулак – ребро - ладонь» (способствует синхронизации работы

полушарий, восприятию информации, улучшает мыслительную деятельность,

способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания).

В данном упражнении необходимо поочередно и как можно быстрее менять

положение рук, выполняя словесную инструкцию. Пробы выполняются в прямом и

обратном порядке, сначала каждой рукой отдельно, затем вместе.

Нейроскакалка. Нейротренажер, развивающий межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создает новые нейронные связи в головном мозге. Нейроскакалка развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает прыжки, а другая – вращательные движения. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов.

Игры с тарелками – ловушками.

Играют двое участников. Игроки бросают друг другу мяч, выполняя определенную словесную инструкцию. Для выполнения действий с этими тарелками нужна разнонаправленная работа рук. Одной рукой игрок бросает мяч, другой – ловит. Играя, автоматизируем звуки, обогащаем словарь по лексической теме, развиваем грамматический строй речи и т.п. Развивает реакцию, координацию движений и межполушарное взаимодействие.

«Кулачки – умельцы»

В данном упражнении необходимо поочередно и как можно быстрее менять положение рук, выполняя словесную инструкцию. Пробы выполняются в прямом и обратном порядке, сначала каждой рукой отдельно, затем вместе. Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает мыслительную деятельность, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания.

Таким образом, использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствуют созданию базы для успешного преодоления речевых нарушений.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 04.02.2023

Дата обновления: 04.02.2023

Дата публикации: 23.01.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».