Программа Просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации
16.10.2025
Содержание
программы
Программа Просвещения родителей
(законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные
образовательные организации, (далее – Программа), представляет собой документ,
направленный на оказание помощи педагогам дошкольного образования в определении
содержания и форм просвещения родителей.
С начала становления системы дошкольного
образования просвещению родителей (законных представителей) уделялось большое
внимание.
Современные родители, имея доступ к
фактически неограниченному количеству психолого-педагогической, методической
информации, продолжают испытывать затруднения в развитии, воспитании, обучении
детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов. Они нуждаются в адресной
компетентной помощи.
Первый раздел содержит
описание сущности феномена родительства и родительских функций. Обозначается
ценность семьи и семейных отношений в современном обществе. Данный материал
важен для организации грамотного взаимодействия с родителями, понимания
особенностей современного родительства. Также обозначены понятия семейные
ценности, семейные традиции, представлено их содержание и показано значение
приобщения детей к семейным ценностям и традициям.
Второй раздел посвящен
характеристике процесса просветительской работы с родителями, ее содержания,
форм и методов. В нем предлагается описание способов изучения особенностей
семейного воспитания, уровня педагогической культуры родителей, выявления и
анализа запросов родителей. Также в разделе содержится классификация и описание
основных форм просвещения родителей, рассматриваются вопросы применения
цифровых инструментов для повышения эффективности просвещения родителей.
Третий раздел включает
основные содержательные вопросы, связанные со здоровьем, развитием и
воспитанием в семье детей разных возрастов (от рождения до окончания
дошкольного периода детства). Даются ответы на вопросы о том, что такое
образовательная среда, каковы ее основные компоненты и каким образом можно
организовать образовательную среду в домашних условиях. Дается характеристика
основных компонентов физического и психологического здоровья детей.
Представлена информация о рациональном питании детей различных возрастов,
необходимом для здоровья балансе питательных веществ, значимости и специфике
режима дня в разные возрастные периоды, обозначены способы здоровьесбережения в
условиях семьи, поддержания в семье здорового образа жизни, формирования у
детей в семье полезных привычек. Раскрываются вопросы безопасности детей (в
быту, природе, социуме, информационном/цифровом пространстве). В третьем
разделе также рассматриваются особенности развития детей дошкольного возраста,
кризисы детского развития, освещаются вопросы личностного развития детей.
Описываются основные подходы к воспитанию и направления воспитательной работы с
детьми в семье.
Четвертый раздел содержит
информацию об особенностях просвещения детей с ограниченными возможностями
здоровья (далее – ОВЗ), в том числе детей-инвалидов.
Пятый раздел рассматривает
вопросы правовой и государственной поддержки семей.
Шестой раздел содержит
информацию для ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы родителей.
В седьмом разделе дается описание
форм и способов, инициирующих родительскую активность, таких как: родительские
клубы, движения, родительские объединения по интересам, родительские форумы,
волонтерские движения и фестивали, совместные проекты родителей с детьми.
Цель, задачи и принципы просвещения родителей
(законных представителей) детей дошкольного возраста в дошкольной
образовательной организации
Семья – социальный институт воспитания,
в котором осуществляется преемственность поколений, развитие личности и
социализация детей, передача семейных ценностей и стереотипов поведения.
Целью просвещения родителей (законных
представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста является
обеспечение поддержки семьи в вопросах образования, охраны и укрепления
здоровья каждого ребенка; обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению
детей в условиях детского сада и семьи; повышение воспитательного потенциала
семьи.
Достижение этих целей возможно через
решение определенных задач:
1. Психолого-педагогическое просвещение
и информирование родителей о значимых изменениях в физическом и психическом
развитии детей в младенческом, раннем и дошкольном возрасте, о необходимых
условиях для обеспечения полноценного развития каждого ребенка.
2.
Приобщение родителей к ценностям осознанного и ответственного родительства как
основы благополучия семьи и развития личности ребенка.
3. Раскрытие родителям важности и
особенностей образовательной работы с детьми младенческого, раннего и
дошкольного возраста, понимания включенности родителей в общее дело воспитания
и обучения, развития их детей.
4. Психолого-педагогическая помощь родителям в
понимании возможных причин возникновения трудностей в развитии ребенка и путей
их преодоления и профилактики, в выборе оптимальной стратегии взаимодействия с
ребенком.
5. Информирование родителей о
возможностях получения индивидуальной помощи в вопросах укрепления здоровья,
обучения и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста.
6. Выбор оптимальных средств и методов
взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями детей
младенческого, раннего и дошкольного возраста, основанный на выделенных
проблемах семейного воспитания и взаимоотношений родителей с детьми.
Просвещение родителей (законных
представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста следует
строить на следующих принципах:
– приоритет семьи в вопросах воспитания,
обучения и развития;
Поскольку именно родители ребенка
обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития
его личности.
–
доверительность отношений;
Поскольку без доверия родителей к
профессионализму педагогов и уважения педагогов к личному опыту родительства в
семье воспитанников сложно выстроить оптимальное взаимодействие между
участниками образовательного процесса.
– индивидуально-дифференцированный
подход.
Поскольку он позволит освещать общие актуальные
проблемы воспитания детей в современных семьях и выделенные трудности
конкретных семей воспитанников, вызванные особенностями воспитания в семье,
потребностями
родителей в отношении развития ребенка, что даст возможность родителям с
интересом воспринимать информацию и сопоставлять ее с собственными
воспитательными позициями.
Заместитель заведующего по ВМР Цекалова Елена
Аркадьевна
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.10.2025
Дата обновления: 17.10.2025
Дата публикации: 16.10.2025