Развитие речи у дошкольников посредством дидактических игр
15.01.2025
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем
богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем
шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее
отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его
психическое развитие.
Но речь ребёнка не является врождённой
функцией. Она развивается постепенно, вместе с
его ростом и развитием. Речь необходимо
формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.
Гораздо успешнее это осуществлять,
используя игры. Так как в дошкольном возрасте
игровая деятельность является ведущей. Игровой метод обучения способствует
созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую
мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает
быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.
Развитие речи в
дошкольном детстве является процессом многоаспектным.
Основными задачами развития речи в детском саду являются:
- Воспитание
звуковой культуры речи.
Работа по данному разделу включает:
формирование правильного звукопроизношения;
развитие фонематического
восприятия;
развитие артикуляционного
аппарата;
развитие речевого дыхания;
умение пользоваться умеренным темпом речи,
интонационными средствами выразительности.
- Формирование
грамматического строя речи:
работа над морфологией, т. е. дети должны уметь изменять слова по родам,
числам, падежам (один грибок – много грибков, одна груша – много груш, один
карандаш – много карандашей и т. д.);
словообразование, т. е. создание нового слова на базе другого однокоренного
слова с помощью окончаний, приставок, суффиксов (снег – снежинка – подснежник –
снеговик);
соединение основ (сок выжимает — соковыжималка, мясо рубит –
мясорубка);
названия детёнышей животных;
названия профессий (рыба – рыбак, море – моряк);
названия предметов посуды (сахар – сахарница, суп –
супница);
синтаксис, т. е. построение предложений, сочетаемость и порядок слов в
словосочетаниях и предложениях.
- Словарная
работа:
правильное понимание и употребление слов, обогащение словаря новыми словами,
т. е. усвоение детьми ранее неизвестных слов и новых значений уже известных
слов;
активизация словаря, т. е. перевод слов из пассивного словаря в активный;
устранение из речи детей
нелитературных слов (просторечных, жаргонизмов и т. д.);
- Развитие связной речи:
овладение ребёнком следующими типами связных высказываний:
описание, повествование, рассуждение;
умение употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать
в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц; пересказ готового
литературного текста без помощи взрослого, передавать диалоги действующих лиц и
характеристику персонажей.
Для того, чтобы обучение принесло
положительный результат нужно правильно построить процесс обучения, при котором
сохраняется самобытность и специфика дошкольного
детства, нормальный ход развития
детей. Такой процесс предполагает многообразие форм организации занятий
и возвращение первоначального значения слову «занятие» — т. е.
заниматься с ребёнком чем-то интересным и полезным для него, но не в форме
школьного урока. Здесь наиболее приемлема дидактическая игра,
как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и в то же время –
основного вида деятельности дошкольника.
Основная особенность дидактических игр определена их названием:
это игры обучающие, они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения
детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение игры не
выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые правила и
действия.
Дидактическая игра может выступать как средство развития
речи детей.
Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении
любого программного материала и проводиться как на групповых, так и на
индивидуальных занятиях, может включаться в любое занятие (музыкальное,
физкультурное, изодеятельность и др., является одним из занимательных элементов
на прогулке, в режимных моментах. В дидактической
игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает
возможность самостоятельно, действовать в определённой ситуации, с
определёнными предметами, приобретая при этом собственный действенный и
чувственный опыт.
Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале
при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.
Дидактические игры, которые используются, как средство
речевого развития детей
должны основываться на следующих принципах:
Дидактическая игра должна опираться на программный материал.
Назначение предметов, картинок, пособий,
смысл вопросов, правила должны быть понятны детям.
Пособия должны быть внешне
привлекательными.
Условия игры, количество пособий,
используемых в ней должны обеспечить вовлечение всех детей в образовательный
процесс.
Требования к дидактическим играм:
Каждая игра должна давать упражнения для
умственного развития детей.
В дидактической
игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует
умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.
Для речевого развития
детей используют следующие виды дидактических
игр:
- игры с предметами (игрушки, реальные
предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т.
д.);
- настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);
- словесные игры (без наглядного материала).
Выбор дидактических игр для детей — это
важный процесс, который может значительно повлиять на эффективность их обучения
и развития. Правильно подобранные игры не только помогают в обучении, но и
делают его увлекательным.
Рассмотрим ключевые аспекты, которые
помогут вам выбрать подходящие дидактические игры для детей старшего возраста.
Первый шаг при выборе дидактической игры — это оценка возраста и уровня
развития ребенка. Каждый возрастной этап предполагает различные развитые навыки
и интересы, поэтому важно учитывать следующие моменты:
Соответствие
возрасту: Всегда проверяйте рекомендуемый возраст, указанный на
упаковке игры или в описании. Игры, предназначенные для определенной возрастной
группы, помогают обеспечить соответствие уровню развития ребенка, что позволяет
избегать разочарования и неудовлетворенности.
Индивидуальные
особенности: Каждый ребенок индивидуален, и его опыт
может отличаться. Если ваш ребенок в чем-то преуспевает или наоборот,
испытывает трудности, выбирайте игры, которые будут соответствовать его текущим
навыкам. Например, если ребенок уже хорошо знает базовые слова, целесообразно
предлагать более сложные игры, которые будут развивать его речевые и
аналитические способности.
Постепенное
усложнение: Подбирайте игры, которые можно постепенно
усложнять. Это позволит поддерживать интерес ребенка, а также даст возможность
адаптировать игру под его уровень развития. Например, начать с простых
иллюстраций и слов, а затем перейти к более сложным сюжетам и задачам.
Цель игры: Убедитесь, что игра имеет
четкую образовательную цель. Например, если игра направлена на развитие
речевого запаса, то она должна включать задания на использование новых слов в
предложениях или ассоциациях. Выбирайте те игры, которые ясно формулируют свои
образовательные цели и соответствуют вашим ожиданиям от процесса обучения.
Интерактивность:
Выбирайте игры, которые требуют активного участия всех детей. Это может быть
взаимодействие друг с другом, работа в командах или обсуждение результатов.
Интерактивные игры не только способствуют развитию речи, но и формируют навыки
общения, сотрудничества и креативного мышления.
Увлекательный
аспект: Игра должна быть не только обучающей, но и
увлекательной! Если дети получают удовольствие от процесса, они с большей
вероятностью будут активно участвовать в игре и лучше запомнят полученные
знания. Обратите внимание на игровые элементы, которые делают процесс
интересным: сюжеты, красочные карточки, элементы соревнования и т. д.
Рекомендации,
которые помогут вам правильно подготовиться к игре:
1. Выбор игр и материалов: Перед
началом занятия определитесь, какие игры вы будете использовать, и подготовьте
все необходимые материалы. Это могут быть карточки, подарочные пакеты, костюмы
для ролевых игр и т. д. Убедитесь, что все материалы соответствуют возрасту и
уровню развития участников.
2. Проверка на полное соответствие:
Ознакомьтесь заранее с правилами игры и материалами. Проверьте, чтобы все
карточки или элементы были в хорошем состоянии и не содержали повреждений. Это
поможет избежать неприятных ситуаций во время занятия.
3. Адаптация материалов: Если
необходимо, адаптируйте материалы под конкретные потребности детей. Добавьте
дополнительные задания, измените уровни сложности или интегрируйте знакомые ребенку
темы и образы, что сделает занятие более актуальным и интересным.
4. Структурирование занятия: Определите
структуру занятия, включая время для объяснения правил, самой игры и
последующего обсуждения. Наличие ясного расписания поможет сохранить фокус и
организованность в ходе занятия.
Игры с мячом
В обогащении речи
ребенка, в уточнении уже имеющихся у него слов, пополнении знаний об
окружающем мире, большое значение имеют игры с мячом. Эти игры также
способствуют развитию моторных навыков у детей. Игры с мячом универсальны
и разнообразны.
«Мяч бросай и животных называй»,
«Мяч бросай, четко фрукты называй»,
«Кто где живет?», «Скажи ласково»,
«Что происходит в природе?»,
«Составь предложение», «Подскажи словечко»,
«Четвёртый лишний», «Веселый счет» и т. д.
Таким образом, использование дидактических игр и упражнений даёт большие возможности
для развития речи у детей - дошкольников:
повышается речевая мотивация, успешно развиваются
коммуникативные навыки;
обеспечивается психологический комфорт;
дети запоминают большое количество речевого материала;
активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление)
Дидактические игры универсальны, их разнообразие и наполнение содержанием зависит только
от нашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.06.2025
Дата обновления: 10.06.2025
Дата публикации: 15.01.2025