Воспитание ответственности у детей дошкольного возраста
10.12.2024
Каждому из родителей хотелось бы, чтобы их ребенок
вырос ответственным человеком, способным отвечать за свои поступки.
Закладывается чувство ответственности в детстве
Чтобы быть по-настоящему
ответственным, ребенок должен уметь прогнозировать последствия, т.е. знать,
какое поведение одобряется, а после какого наступают санкции. Но дошкольник к
этому пока полностью не готов. Он постепенно узнает правила и нормы нашего
взрослого общества, и именно это знание - основа ответственного поведения в
будущем. Но родители часто склонны думать, что ребенок - это просто маленький
взрослый, который "все понимает", но не делает, то ли из вредности,
то ли от лени, то ли из упрямства. И требуют от ребенка того, что он дать не в
состоянии, исходя из особенностей своего возраста.
Проанализируем, как
формируется ответственность на протяжении дошкольного возраста.
ДО 2 ЛЕТ - возраст, когда ребенок
не способен проследить связи между своими действиями и наступившими последствиями.
Для него всякое последствие наступает "вдруг". Подлинной
ответственности ни за внешний вид, ни за игрушки быть не может, и не стоит ее
требовать.
ОТ 2 ДО 3,5 ЛЕТ - это период, в
который у большинства детей наступает так называемый "кризис трех
лет". Как правило, он начинается около 2,5 лет. Поведение ребенка часто
похоже на провокацию: он, зная запреты, "проверяет", действительно ли
нельзя то, что "нельзя".
В этот период старайтесь
четко демонстрировать ребенку существующие правила, которые должны быть
неизменны и не зависеть ни от вашего настроения, ни от вызывающего поведения
ребенка.
3,5-5 ЛЕТ. Это время хорошо
подходит для начала развития ответственного поведения. Конечно, остается много
областей, где родители должны продолжать контролировать поведение ребенка и
подсказывать ему, как следует поступить. Но уже можно выделить несколько
областей, за которые ребенок должен нести ответственность. Это может быть,
например, ответственность за собственные игрушки и вещи ("сам потерял, сам
и ищи"), простые домашние обязанности (перед семейным обедом положить на
стол ложки для всех). Таких областей должно быть пока немного, ведь это
лишь первые шаги постижения ответственности, но они тот должны быть
обязательно.
ВОЗРАСТ 5-7 ЛЕТ характеризуется
тем, что ребенок становится все более ответственным. В большинстве случаев он
отдает себе отчет в том, какое поведение будет одобряться, а какое - нет. В
этом возрасте дети учатся оценивать поступки не только по критерию, какие
последствия они повлекли за собой, но и по тому, какие внутренние мотивы были у
человека, совершающего тот или иной поступок.
В этом возрасте ребенок
должен иметь собственные "зоны ответственности", связанные с личными
вещами и игрушками, сохранением достойного внешнего вида, понимать важность
бережного отношения к природе и вещам, принадлежащим другим, иметь начальные
представления о собственной ответственности за здоровье. Но все это еще далеко
не на нашем, взрослом уровне. Эти понятия только формируются, и ошибки
неизбежны.
Для начала нужно
определить, какие важные зоны ответственности есть в жизни дошкольника.
Ответственность за
собственное здоровье, безопасность и жизнь. Это одна из
базовых зон ответственности, на формирование которой родители должны обратить
пристальное внимание.
Ответственность за
действия, связанные с благополучием близких и других людей. Помните:
"Мама спит, она устала, ну и я играть не стала…»?
Ответственность за
домашних любимцев. Если у вас в доме живет животное, то
ребенок должен иметь обязанности (пусть небольшие, но ежедневные) по уходу за
ним.
Ответственность за
собственные вещи. Чем старше становится ребенок, тем больше его
ответственность, связанная с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в
собственной комнате. Что касается игрушек, то малыш начинает понимать свою
ответственность за их состояние примерно в 3 года. и организовать уборку и игру
одновременно.
Ответственность за
данное слово и принятое решение. "Ты обещал убрать игрушки, держи
свое слово!" - такие фразы часто звучат из уст родителей. Они необходимы,
чтобы ребенок понимал: за те слова, которые он говорит, и те обещания, которые
дает, он несет ответственность.
Ответственность за
собственные успехи, а особенно неудачи. Необходимо обращать внимание ребенка
на важность его личных усилий для достижения чего-либо. Это начинается еще в
возрасте до 1,5-2 лет, когда ребенок учится сам кушать, а потом и одеваться.
Экологическая
ответственность. К сожалению, об этом виде ответственности
родители все чаще забывают. Как нехорошо, когда ребенок бросает на землю
обертку от шоколадки или дергает ветви деревьев, а идущий рядом взрослый никак
не реагирует на это! Обязательно обращайте внимание на то, насколько аккуратен ребенок
на улице, обозначайте важность бережного отношения к природе.
·
Инициативность.
·
Стремление к самостоятельному принятию решений.
·
Умение быть критичным к собственным действиям и
воспринимать критику других.
·
Умение анализировать свое поведение с точки зрения
социальной правильности.
·
Следование многим нормам усваивается с раннего возраста бессознательно. Но,
ближе к школьному возрасту, ребенок начинает задумываться, правильно ли он
поступает в общении со своими сверстниками и взрослыми. Не обиделась ли
бабушка, когда я с ней не поздоровался? Такие вопросы начинают волновать детей,
особенно после 5 лет. Они начинают понимать, что их поведение влияет на
настроение близких людей.
·
Хороший самоконтроль.
·
Осмотрительность. Не стоит путать
это качество с боязливостью. КИРПИЧИКИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Поручение посильных дел.
Напоминание и контроль.
Поощрение и санкции.
Важно! В этой
системе обязательно должна быть четкость, иначе она не принесет результатов.
Эта система основана на методе позитивного подкрепления: в поведении ребенка
закрепляется то, что ведет к хорошим последствиям, и изживается то, что ведет к
неприятным.
Кроме личного примера
родителей хорошо работает метод обсуждения литературных произведений. Практически в любой
книге или мультфильме можно найти тему ответственности в поведении персонажей.
Обращайте внимание на эти эпизоды, обсуждайте с ребенком. Может быть вы вместе
придумаете свою сказку о том, как Зайчишка учился быть более самостоятельным и
ответственным?
Учимся, играя! Игра для
дошкольников - это ведущая деятельность. Самый эффективный способ вложить
что-то полезное в детскую голову - это поиграть с ним.
Важно помнить, что
личность ребенка только формируется, и полной ответственности от него ждать не
приходится, да и не нужно, т.к. ответственность - это большая нагрузка
даже для взрослой личности, и ребенок к ней пока не готов. Нужно деликатно и терпеливо
закладывать основы ответственности, которые обязательно разовьются в более
позднем возрасте.
И, конечно, главное для
ребенка - это видеть пример близкого взрослого: ответственного,
самостоятельного, в меру требовательного, но готового предоставить необходимую
самостоятельность.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.12.2024
Дата обновления: 17.12.2024
Дата публикации: 10.12.2024