Пояснительная записка
Образовательная деятельность по реализации образовательной программы
дошкольного образования (ОП ДО), адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для детей с ТНР (АОП ДО) в муниципальном
бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад №43
«Теремок» п. Красногорняцкий (далее - МБДОУ д/с № 43) осуществляется в
соответствии с учебным планом.
Учебный план МБДОУ д/с 43 «Теремок» на 2024–2025 учебный год
разработан в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования»;
СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденными постановлением Главного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2;
Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад №43 «Теремок;
Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с
№43 «Теремок»;
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования
для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ д/с №43 «Теремок»;
Учебный план МБДОУ д/с №43 «Теремок» является нормативным
актом, регламентирующим организацию образовательного процесса в МБДОУ д/с
№ 43 с учетом специфики дошкольного образовательного учреждения,
программно-методического
обеспечения;
устанавливающим
перечень
образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение
организованной образовательной деятельности и образовательной деятельности,
осуществляемой в ходе режимных моментов.
В
2024-2025 учебном году в МБДОУ д/ с 43«Теремок» функционирует 6
групп:
Группы
I младшая группа общеразвивающей
направленности «Солнышко» (2-3 года)
Количество
групп
1
II младшая группа общеразвивающей
направленности «Колокольчики» (3-4 года)
разновозрастная группа общеразвивающей
направленности «Пчелки» (4-6 лет)
старшая группа компенсирующей
направленности «Бабочки» (5-6 лет)
старшая группа компенсирующей
направленности «Радуга» (6-7 лет)
подготовительная группа компенсирующей
направленности «Подсолнушки» (6-7 лет)
1
1
1
1
1
Продолжительность одного занятия и дневной суммарной образовательной
нагрузки
устанавливаются в соответствии с требованиями гигиенических
нормативов и санитарных правил, (СП 2.4.3648-20)( СанПиН 1.2.3685-21).
Продолжительность одного занятия:
для детей от 1,5 до 3 лет – не более 10 минут;
для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут;
для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут;
для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут;
для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
Продолжительность суммарной образовательной нагрузки в течение дня
составляет:
- 20 мин – для детей от полутора до трех лет;
- 30 мин – для детей от трех до четырех лет;
- 40 мин – для детей от четырех до пяти лет;
- 50 или 75 мин при организации одного занятия после дневного сна – для
детей от пяти до шести лет;
- 90 мин – для детей от шести до семи лет.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной
активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.
Во время организованной образовательной деятельности статистического
характера, для профилактики переутомления, нарушения осанки детей и снятия
напряжения, с учетом обратной связи, проводятся физкультурные минутки.
Занятия для всех возрастных групп начинаются не ранее 8.00 и
заканчиваются не позже 17.00.
Перерывы между занятиями составляют не менее 10 мин.
В течение недели ООД распределяются с учетом кривой интеллектуальной
активности и работоспособности: вторник и четверг дни максимальной нагрузки,
среда – день средней нагрузки, понедельник и пятница дни минимальной нагрузки.
В течение дня ООД группируются преимущественно таким образом, чтобы
чередовалась образовательная деятельность менее активного характера и более
подвижная и активная (например, развитие речи и музыка, ФЭМП и физическая
культура и т.д.).
Общая нагрузка инвариантной и вариативной частей плана по всем
направлениям развития составляет (количество занятий в неделю):
-1-я младшая группа общеразвивающей направленности – 10
- 2-я младшая группа общеразвивающей направленности – 10
- разновозрастная группа общеразвивающей направленности от 4 до 6 лет
– 11
- старшая группа компенсирующей направленности – 15
- подготовительная группа компенсирующей направленности - 15
В плане установлено соотношение между инвариантной и вариативной
частями: инвариантная часть не менее 60% от общего нормативного времени,
отводимого на освоение основной общеобразовательной программы. Вариативная
часть – не более 40%.
В учебный план включены (в соответствии с ФГОС ДО) пять
образовательных областей, обеспечивающих познавательное, речевое, социальнокоммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей.
Каждой образовательной области соответствует определенное направление
образовательной деятельности:
- Познавательное развитие: «ФЭМП» (формирование элементарных
математических
представлений), «Развитие познавательно-исследовательской
деятельности», «Ознакомление с окружающим миром».
- Речевое развитие: «Развитие речи», «Ознакомление с художественной
литературой», «Коррекционная работа по развитию речи».
Художественно-эстетическое развитие: «Лепка», «Рисование»,
«Аппликация», «Музыка», «Конструктивно-модельная деятельность».
- Физическое развитие – «Физическая культура», «Формирование начальных
представлений о здоровом образе жизни».
- Социально-коммуникативное развитие – «Формирование основ
безопасности», «Социализация», «Самообслуживание» (реализуется во время
образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов – как
в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной
деятельности дошкольников).
Реализация познавательного и речевого направления развития во всех
возрастных группах осуществляется через организованную образовательную
деятельность, а так же во время совместной деятельности взрослого с детьми в
различных видах деятельности, самостоятельной деятельности детей.
Реализация
социально-коммуникативного,
художественноэстетического
направления развития, осуществляется за
счѐт
образовательной
деятельности,
осуществляемой в ходе режимных
моментов, как в игровой деятельности, в процессе общения со взрослыми и
сверстниками, во время совместной деятельности, так и в форме специально
созданных развивающих образовательных ситуаций, а так же через интеграцию с
другими образовательными областями.
Реализация направления «Физическое развитие» реализуется за счет
организованной образовательной деятельности, а также во взаимодействии
взрослого с детьми, в самостоятельной деятельности, оздоровительной работе.
Приобретение знаний, касающихся здорового образа жизни, формируются в
процессе общения со взрослыми в различных видах деятельности, в режимных
моментах. ООД по физическому развитию осуществляется с учетом групп
здоровья, интересов и потребностей детей три раза в неделю во всех возрастных
группах ( 1-я младшая группа, с 2 до 3 лет – 2 раза в неделю). Одно занятие
физической культурой проводится на воздухе, если позволяют погодные условия,
два занятия в помещении.
Реализация учебного плана предполагает обязательный учѐт принципа
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями
образовательных областей. Возможные варианты интеграции образовательных
областей определяет воспитатель группы при планировании работы.
С целью интеграции задач и содержания образовательных областей
используется метод проектов, позволяющий достигать наиболее высоких
результатов в освоении основной образовательной программы дошкольного
образования.
Основу организации образовательного процесса составляет комплексно –
тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Решение программных
задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей,
а также в самостоятельной деятельности детей.
Нерегламентированная совместная и самостоятельная деятельность
осуществляется в рамках Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования и включает работу по развитию навыков
личной гигиены и самообслуживания, воспитание навыков культуры поведения и
общения, стимулирование художественно-творческой активности в различных
видах деятельности с учетом самостоятельного выбора, развитие двигательных
навыков.
Образовательная деятельность в детском саду осуществляется во время:
- воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в процессе
организации различных видов детской деятельности воспитателем совместно с
детьми (ООД) на основе перспективного и календарно-тематического
планирования;
-воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в ходе
режимных моментов;
- самостоятельной деятельности детей;
-индивидуальной работы с воспитанниками;
- в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.
В ходе организации детей во время проведения непрерывной
образовательной деятельности и в соответствии с образовательными задачами
используются следующие формы работы:
-фронтальная (групповая);
- подгрупповая;
-индивидуальная.
Организованная образовательная деятельность в группах младшего и
среднего дошкольного возрастов проводится в основном подгруппами, что
обеспечивает возможность индивидуально-дифференцированного подхода.
В группах общеразвивающей направленности используются индивидуальная,
подгрупповая и фронтальная формы организации деятельности.
Образовательная деятельность воспитанников группы компенсирующей
направленности – индивидуальная
и подгрупповая. Проводятся по 2-3
индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями с каждым
ребенком. Комплексно-тематическое планирование учителя-логопеда строится с
учетом тем, изучаемых в группе, таким образом, занятия логопеда позволяют
индивидуализировать обучение в рамках одной речевой темы без дополнительной
нагрузки на детей.
На основании учебного плана разрабатывается перспективное планирование
педагогами, что позволяет нормировать нагрузку на детей не только по времени, но
и по содержанию. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с
возрастными особенностями дошкольников.
Учебный план позволяет реализовать в детском саду принцип
здоровьесберегающего режима:
-соблюдение максимальной ежедневной и недельной нагрузки;
-соблюдение норм продолжительности непрерывной образовательной
деятельности;
-соблюдение минимального перерыва между ООД не менее 10 минут;
-учета кривой интеллектуальной активности детей в течение недели;
-чередование активных и малоактивных видов деятельности в течение дня;
-создание оптимальных условий для удовлетворения потребности детей в
движении;
-создание условий для оптимальной (достаточной) умственной нагрузки;
-учет стереотипных компонентов (режим питания, дневной сон, игровая
деятельность, общая длительность пребывания детей на воздухе (не менее 3часов).
Для детей, испытывающих трудности в усвоении программы, имеющих
психологические проблемы организованы занятия педагога-психолога. Занятия с
психологом дети посещают в течение учебного года по установленному графику.
Инвариантная часть учебного плана обеспечивает освоение обязательного
минимума содержания
образовательных программ ДО МБДОУ д/с №43
«Теремок» в части содержания:
1. Образовательной
программы ДО
МБДОУ д/с №43 «Теремок»,
разработанной в соответствии с ФГОС дошкольного образования и Федеральной
образовательной программой (приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной
программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 28.12.2022 № 71847) для групп общеобразовательной
направленности.
2. Адаптированной образовательной программы дошкольного образования
для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ д/с №43 «Теремок» в
соответствии с ФГОС дошкольного образования и с Федеральной
адаптированной образовательной программой дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(Приказ
Министерства Просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года N
1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной
программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья») для групп компенсирующей направленности.
Инвариантная (основная) часть плана реализуется через организованную
образовательную деятельность (ООД), в соответствии с расписанием учебной
деятельности по возрастным группам, разработанным на основании санитарноэпидемиологических требований к объѐму суммарной образовательной нагрузки
для дошкольников и составляет 60% от общего нормативного времени, отводимого
на освоение образовательной программы дошкольного образования.
Вариативная часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных
отношений,
обеспечивает
вариативность
образования,
расширение области образовательных услуг для воспитанников, учитывает
социокультурные и региональные особенности образовательной программы и
составляют не более 40% от общей учебной нагрузки. Следующие программы,
включенные в образовательную программу МБДОУ д/с №43 «Теремок»,
способствует целостному развитию личности ребенка дошкольного возраста по
основным образовательным областям: речевое развитие, познавательное развитие,
социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие:
1.
Парциальная программа «Добрый мир» Шевченко Л. Л., Москва,
«Центр культурно-исторических традиций Отечества», 2011
2.
Региональная программа «Родники Дона» Р. М. Чумичева, О. Л.
Ведмедь, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005
3.
Парциальная программа «Обучение грамоте детей дошкольного
возраста» Н. В. Нищева, Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2015
4.
Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской
народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева, Санкт-Петербург, «ДетствоПресс», 2023
5.
Парциальная программа «Я люблю Россию» Нищева Н. В., Кириллова
Ю.А., Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2023
Вариативная часть реализуется через организованную образовательную
деятельность (ООД), в соответствии с расписанием учебной деятельности по
возрастным группам, работу кружков, организованную воспитателями
(театральный, хореографический, шахматный и др.), через совместную
деятельность взрослого и детей в организации праздников, театрализованных
представлений, творческих выставок и т.п. и составляет не более 40% от общего
нормативного времени, отводимого на освоение образовательной программы
дошкольного образования.
Учебный план МБДОУ д/с № 43 «Теремок» на 2024-2025 учебный год для групп
общеразвивающей направленности
Дошкольные группы
2-я младшая
1-я младшая
Виды образовательной деятельности
группа
группа
«Солнышко»
разновозрастная
группа
«Пчелки»
«Колокольчики»
(2-3 года)
(4-6 лет)
(3-4 года)
Количество занятий в неделю
Базовая
часть
1.1
Познавательное развитие
Сенсорные эталоны и познавательные действия
Математические представления
1.2
2
Базовая
часть
Вариатив
ная часть
2
Базовая
часть
как часть математических представлений и в режимных моментах
1
1
Природа
0,5
0,5
0,5
Окружающий мир
0,5
0,5
0,25
Социально-коммуникативное
развитие
1
Сфера социальных отношений
В режимных моментах
Сфера трудового воспитания
В режимных моментах
В режимных
моментах
0,25
1
0,25
Региональныйкомпонент:
Р. М. Чумичева «Родники Дона»
0,5
0,5
Приобщение детей к истокам русской народной
культуры О.Л. Князева
0,5
0,5
Речевое развитие
2
1
1
Речевое развитие: формирование словаря; ЗКР;
грамматический строй речи; связная речь
2
1
1
Подготовка к обучению грамоте
Интерес художественной литературы
1.4
Вариатив
ная часть
1,75
1
Область формирования основ безопасного
поведения
1.3
Вариатив
ная часть
Художественно-эстетическое
развитие
В совместной деятельности
4
Приобщение к искусству
4
4
В совместной деятельности
Изобразительная деятельность:
Рисование
1
1
1
Лепка
1
Аппликация
1.5
0,5
0,5
0,5
0,5
Конструктивная деятельность
В совместной деятельности
Театрализованная деятельность
В совместной деятельности
Культурно-досуговая деятельность
В совместной деятельности
Музыкальная деятельность
2
2
2
Физическое развитие
2
3
3
Физкультура в помещении
2
2
2
1
1
Физкультура на улице
Базовая часть составляет:
10
10
1
10
1
Итого количество занятий в учебном
плане:
10
11
11
Требования СанПиН
10
10
10
Учебный план МБДОУ д/с № 43 «Теремок» на 2024-2025 учебный год для групп
компенсирующей направленности
Дошкольные группы
Виды образовательной деятельности
Старшая группа
«Бабочки»
Старшая группа
«Радуга»
(5 -6 лет)
(5 – 6 лет)
Подготовительная
группа
«Подсолнушки»
(6 – 7 лет)
Количество занятий в неделю
Базовая
часть
1.1
Познавательное развитие
Базовая
часть
Вариатив
ная часть
Базовая
часть
Вариатив
ная часть
1,5
2,5
2,5
1
1
2
Развитие представлений о себе и об окружающем
природном мире
0,5
1
0,5
Конструктивные игры и конструирование
В ходе различных видов деятельности и через интеграцию с
другими образовательными областями
Социально-коммуникативное развитие
0,5
Представление о мире людей и рукотворных
материалах
0,25
0,25
0,25
Безопасное поведение в быту, социуме, природе
0,25
0,25
0,25
Элементарные математические представления
1.2
Вариатив
ная часть
Игра
2
0,5
2
В совместной деятельности
0,5
2
В совместной деятельности
Труд
1.3
Региональныйкомпонент:
Р. М. Чумичева «Родники Дона»
0,5
0,5
0,5
Духовно – нравственное воспитание
«Добрый мир» Л. Л. Шевченко
0,5
0,5
0,5
Приобщение детей к истокам русской народной
культуры О.Л. Князева
0,5
0,5
0,5
Патриотическое и духовно-нравственное
воспитание: Я люблю Россию Н.В. Нищева
0,5
0,5
0,5
Речевое развитие
2
Речевое развитие: обогащение активного
словаря; ЗКР; грамматический строй речи;
связная речь
2
1
1
2
Подготовка к обучению грамоте
2
1
1
1
Интерес художественной литературы
1.4
2
1
1
1
В совместной деятельности
Художественно-эстетическое
развитие
5
4
Приобщение к искусству
4
В совместной деятельности
Изобразительное творчество:
Рисование
1.5
2
1
1
Лепка
0,5
0,5
0,5
Аппликация
0,5
0,5
0,5
Музыка
2
2
2
Физическое развитие
3
3
3
Физическая культура
2
2
2
Представления о здоровом образе жизни и
гигиене
1
1
1
Итого:
12
3
12
3
12
3
Итого количество занятий в учебном
плане:
15
15
15
Требования СанПиН
15
15
15
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
Чтение художественной литературы
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Сенсорные эталоны и познавательные
действия
Ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Игровая
деятельность
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Общение
при проведении
режимных моментов
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Дежурство
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Прогулки
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Конструктивно модельная
деятельность
Самостоятельная деятельность детей
Самостоятельная игра
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Познавательно исследовательская деятельность
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Самостоятельная
деятельность
детей в центрах активности
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Утренняя гимнастика
1
2
3
4
Физкультурнооздоровительная
работа в режиме
дня
Физкультурные
занятия
Активный
отдых
Самостоятельная
двигательная
деятельность
Физкультминутки
(в середине статического занятия)
ежедневно
физ. инструктор
воспитатели
3-4 раза в день
воспитатели
ежедневно
ежедневно
воспитатели
воспитатели
физ. инструктор
воспитатели
физ. инструктор
воспитатели
физ. инструктор
воспитатели
физ. инструктор
воспитатели
зам. зав. по ВМР
муз.руководитель
физ. инструктор
воспитатели
Гимнастика пробуждения
Прогулки на свежем воздухе
Подвижные и спортивные игры
и упражнения на прогулке
в помещении
на улице
2 раза в неделю
1 раз в неделю
Физкультурный досуг
1-2 раза в месяц
Физкультурный праздник
2 раза в год
День здоровья
1 раз в квартал
Самостоятельное
использование физкультурного
и спортивно-игрового
оборудования
Самостоятельные подвижные и
спортивные игры
ежедневно
ежедневно
воспитатели
ежедневно
воспитатели