Игры с блоками Дьенеша

11.09.2023

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.

Логические блоки Дьенеша представляют собой

набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б) трех цветов (красные, синие и желтые);

в) двух размеров (большие и маленькие);

г) двух видов толщины (толстые и тонкие).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной

Знакомство с блоками Дьенеша

Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему вволю наиграться с детальками: потрогать, перебрать, подержать в ручках. Чуть позже можно предложить следующие задания:

Найди все фигуры такого же цвета, как эта (покажите, например желтую фигуру). Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).

Дай мишке все синие фигуры, зайчику – желтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.

Какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине)?

Игры и упражнения с блоками

Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).

Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

Найди все фигуры, которые не такие, как эта по цвету (размеру, форме, толщине).

-Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

-Продолжи цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая (можно чередовать по форме, размеру и толщине).

Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.

Выкладываем цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.).

Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.

Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Каждому блоку нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.

-Выкладываем перед ребенком 8 блоков, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенку надо задавать наводящие вопросы, а отвечать можно только “да” или “нет”: «Клад под синим блоком?» – «нет», «Под красным?» – «нет» (ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину). Затем клад прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.

По аналогии с предыдущей игрой про клад можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.

С одной стороны выкладывается 3 блока, с другой 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.

Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).

Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.

-В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).

Ребенку предлагается выложить блоки по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.

-Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

-Мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.

Нужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом, чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые фигуры. Блоки складываются в два обруча или очерченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.

Ребенку надо подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства.

цвет обозначается пятном

величина – силуэт домика (большой, маленький).

форма – контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).

толщина – условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – это синие круги – толстые и тонкие и т.д.

Затем задания с карточками постепенно усложняются.

В данной статье приведены лишь некоторые игры с блоками, но на самом деле их намного больше. Также к набору с блоками прилагается инструкция на 8 страницах, где можно ознакомиться с данной методикой и играми более подробно.

Помимо известных “блоков”, развивающих логическое мышление, Дьенеш придумал сказочную страну “Руританию”, многочисленные игры с полосками, логические игры и “26 цветочков”.

Примеры альбомов с заданиями с использованием блоков Дьенеша

Что развивают блоки Дьенеша?

Блоки учат ребенка не только считать, но и думать. Занятия с этими пособиями разовьют у него навыки решения логических задач, аналитические и конструкторские способности, пространственное, абстрактное и образное мышление. Ваш ребенок научится сравнивать, классифицировать и противопоставлять предметы по различным признакам, логически объяснять свой выбор, делать выводы из своих умозаключений. Также в процессе игры он будет использовать фразы с частицей «не», со словами «все», «такой же», «ни один» и другими.

Кроме того, игры с блоками активно развивают алгоритмическую культуру мышления, столь необходимую в современном информационном обществе. Под ней понимается способность человека ставить перед собой задачу и находить эффективные способы ее решения, разбивать это решение на ряд простых шагов и составлять план своих действий. Усвоив это ценное качество еще в детстве, ваш ребенок будет более уверенно чувствовать себя в школе и во взрослой жизни, когда ему придется решать «логические задачки» совсем другого уровня.

Для дошкольников особенно актуально то, что обучение блоками происходит в форме веселой игры. Малыш занимается с удовольствием, и буквально через несколько занятий можно гордиться его успехами! Разновидности игр и занятий с набором Дьенеша

Организовывать работу с логическими блоками в ДОУ можно в разных формах:

• занятия (в первую очередь, это формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) и развитие речи — моделирование сказок, а также комплексные и интегрированные, включающие несколько видов деятельности);

• игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);

• деятельность в свободное от занятий время (конструирование, изобразительное творчество — составление картин из блоков, их использование в роли предметных ориентиров и пр.).

Занятия по ФЭМП

Чаще всего манипуляции с комплектом Дьенеша включаются в содержание занятий по ФЭМП. На основе фигур воспитатель предлагает детям различные задания, в ходе которых они закрепляют понятие формы, размера, количества и пр. Чаще всего эти упражнения вписываются в определённый сюжет. 

Например, Маша (героиня популярного мультфильма) напекла для Мишки пирожки разных цветов, размеров и форм (их роль выполняют блоки Дьенеша). Но все они перемешались. Маша же хотела все круглые оставить медведю, квадратными угостить медведицу, а треугольные передать своим бабушке с дедушкой. Задача дошкольников — рассортировать пирожки по тарелкам. Себе же Маша испекла аппетитный тортик, который дети моделируют из блоков: большой жёлтый корж (большой круг) украшен двумя маленькими кружками и одним маленьким треугольником, причём все предметы имеют разный цвет.

Моделирование сказок на коммуникативных занятияхХочу такой сайт

Оказывается, используя набор Дьенеша, можно построить и увлекательное занятие по развитию речи. С помощью блоков моделируют сказки. Метод моделирования позволяет заострить внимание дошкольника на логике изложения, ключевых признаках персонажа, метафоричности родного языка. Используя блоки Дьенеша, педагог символически обозначает главных героев сказки.

За основу можно брать известные дошкольникам русские народные сказки. Каждому ребёнку выдаётся набор блоков, и он повторяет действия за воспитателем — выкладывает на своём рабочем месте фигуры. К примеру, в сказке «Курочка Ряба» деда и бабу можно обозначить большими прямоугольниками: деда — синим, а бабу — красным. А курочку педагог после совместного обсуждения с детьми решает представить в образе большого жёлтого круга. Яичко, соответственно, будет маленьким жёлтым кружочком, а мышка — синим треугольником маленького размера. После обозначения всех героев воспитатель предлагает ещё раз вспомнить их: показывает малышам какую-то фигуру, а они описывают её свойства (цвет, форма, размер) и угадывают персонажа сказки. В младшей группе лучше брать только 3 параметра, толщина учитывается, начиная со средней группы. В старшем звене задание можно усложнить: ребёнку завязываются глаза повязкой, он берёт в руки блок, называет его свойства и отгадывает героя.

Каждый герой сказки соотносится с определённой фигурой из набора Дьенеша

Подобным образом можно обыгрывать на коммуникативных занятиях сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», «Пых». Сказка «Теремок», например, интересна тем, что с помощью блоков Дьенеша малыши закрепят представление о размерах животных: так, лягушка и зайчик будут маленькими треугольниками (соответственно, красным и синим), а лисичка и волк — фигурами большого размера (красный треугольник и жёлтый квадрат). А путём моделирования белорусской сказки «Пых» дошкольники лучше усвоят форму овощей: капуста, морковь, свёкла, репа.

В средней группе воспитатель может импровизировать. Например, в сказке «Кот и петух» хитрая лисица обозначается большим толстым треугольником красного цвета. И когда она в третий раз украла петушка, к её дому пошёл кот и украл сыночка лисы — лисёнка (маленький тонкий треугольник красного цвета). Кот и лиса обменялись своей добычей, и с тех пор плутовка больше не показывалась на пороге дома котика и петушка. Такая импровизация вместе с использованием набора Дьенеша сделает занятие по развитию речи более увлекательным для детей и будет способствовать развитию воображения.

Вместе со старшими дошкольниками педагог может сочинить свою собственную сказку. Дети делятся на 3 группы и выбирают цвет своего царства (у каждой группы — коробка с блоками). Воспитатель рассказывает сказку, а дошкольники назначают фигуры на роли персонажей (определённого цвета в зависимости от царства).

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он был сильный, большой, толстый и похож на прямоугольник (дети выбирают блок — большой толстый прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше (выбираем блок — большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое детей, похожих на них, только маленьких (маленький толстый и тонкий прямоугольники). И вот однажды…»

Дальше сказку можно продолжить в соответствии с замыслом самих дошкольников. В качестве варианта можно использовать тему недели: герои отправились в лес по грибы либо ягоды, завели себе домашнего питомца и т. д.

Блоки Дьенеша можно включить и в занятие по ознакомлению с окружающим миром для лучшего усвоения материала. 

Физкультурные занятия и подвижные игры

Развивающие блоки Дьенеша помогут сделать более захватывающим и занятие по физическому воспитанию. Организовать его можно как серию подвижных игр с геометрическими фигурами. 

 

Примеры спортивных игр:

Подвижная игра «Кошки-мышки» для старшей и подготовительной группы.

Каждой «мышке» (несколько детей) воспитатель на шею надевает жетончик с символическим изображением признаков блоков Дьенеша. У кота Васьки также есть жетоны. Мышки водят хоровод со словами:

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснётся Васька-кот

И разгонит хоровод. 

На последней фразе кот очень быстро надевает любой из своих жетонов и начинает ловить «мышей». А жетон — это информация о том, каких именно «мышей» намерен поймать кот (у которых такая же символика). Остальным Васька не страшен: его могут дразнить, смеяться над ним. Когда кот поймает нужную мышь, она занимает его место, и игра возобновляется.

В младшей группе игра начинается с одного свойства — цвета. По мере взросления детей правила усложняются, например, кот ловит только жёлтых и квадратных мышей.

Эстафета «Собираем урожай» («Рыбалка», «Перевозка грузов»). Капитан (воспитатель) находится в одном конце зала с корзиной и логическими блоками. Игроки-дошкольники стоят в колонне на другой стороне. В середине зала в обруче рассыпаны блоки Дьенеша. Для каждого участника-ребёнка педагог поднимает вверх руку с определённой фигурой. Ребёнок должен выбрать такую же, подбежать и поместить её в корзину. Затем эстафета передаётся другому игроку.

В старшей и подготовительной группе игру можно усложнить: педагог показывает не фигуру, а её символические свойства.

Игра «Космический корабль». Дошкольники делятся на команды, у каждой — свой набор Дьенеша. Воспитатель на полу раскладывает обручи красного, жёлтого и синего цвета, над ними располагается изображение ракеты. Задача игроков — как можно быстрее заполнить свой обруч такого же цвета фигурами (топливом) с заданным свойством (например, только толстыми). Тогда ракета сможет выйти на орбиту и полететь.

Сюжетно-ролевые игры

Большой интерес представляют и сюжетно-ролевые игры на основе блоков Дьенеша. Их также можно взять за основу занятия (область «социализация»). Например, играя в «Магазин», дети обозначают деньги блоками, а цены на товарах — их символическими свойствами. Ребята заходят в отдел игрушек. У каждого покупателя есть только 3 «денежки» (фигуры). При покупке должно выполняться важное условие: приобрести можно только такую игрушку, которая заключает в себе хотя бы один параметр блока (например, жёлтый или круглый и т. п.). В старшем дошкольном звене игра усложняется: предмет выбирается уже по двум признакам (к примеру, большая и круглая игрушка). Кроме отдела игрушек, в игру можно включить отдел «Овощи-фрукты».

С помощью блоков Дьенеша можно организовать сюжетно-ролевую игру «Магазин», где фигуры будут выполнять роль денег

Другими вариантами сюжетно-ролевых игр, где уместно использовать набор Дьенеша, могут быть «Почта» и «Поезд»: с помощью блоков обозначается адрес на конверте, посылке, соответствие билета и места.

Проведение дидактических игр с блоками Дьенеша 

С помощью набора Дьенеша можно придумать огромное количество дидактических игр для разного дошкольного возраста.

Картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша

Вторая младшая группа:

«Волшебный мешочек»

Педагог помещает блоки Дьенеша в непрозрачный мешочек из ткани. Дети достают из него на ощупь только большие либо маленькие предметы (по заданию).

«Уборка». Задача малышей — разложить в разные коробки тонкие и толстые блоки, большого и маленького размера, определённой формы. Как вариант, можно отдать одни предметы игрушечному зайчику, а другие — мишке.

«Найди лишнее». Педагог выкладывает в ряд 3 логических блока, 2 из них похожи по одному признаку, а третий отличается (например, 2 синих предмета и 1 жёлтый). Задача ребёнка — найти лишнюю фигуру и объяснить почему.

«Найди пару» Выставляются фигуры, малыш должен каждой найти пару по определённому признаку (большой и маленький, толстый и тонкий).

-«Что изменилось» Педагог выставляет перед дошкольником несколько фигур, он их запоминает. Затем одна из них убирается либо заменяется на новую. Ребёнок должен определить изменение.

-«Продолжи цепочку» Малыш должен продолжить цепочку путём чередования блоков по цвету, форме, размеру либо толщине.

-«Дополни картинку» Детям предлагаются различные картинки, которые нужно дополнить с помощью блоков Дьенеша (обозначены контуры фигур). При этом учитывается только их форма.

Средняя группа:

«Найди клад» Перед дошкольником размещаются несколько блоков, под одним из них находится клад (монетка, маленькая картинка и т. п.). Наводящие вопросы, которые малыш задаёт взрослому, помогают определить, где находится сокровище: например, «Клад под жёлтым блоком?», «Клад под толстой фигурой?» и т. п. После успешного завершения игры педагог и ребёнок могут поменяться ролями: клад прячет уже дошкольник.

«Угадай, что в коробочке» Один блок прячется в коробку. Малыш путём наводящих вопросов должен догадаться, какая именно фигура там спрятана. Например, «В коробочке находится синий блок?», «Он большой?» и т. п.

«Дополни ряд» Взрослый выкладывает ряд из нескольких блоков. Ребёнок должен построить внизу ещё один из фигур, отличающихся только формой (цветом, размером, толщиной).

«Посади клумбу» Воспитатель предлагает ребятам разбить красивую клумбу по определённой схеме: например, в середине находится большой красный круг, вокруг него — разноцветные маленькие квадратики, а уже вокруг них — разноцветные большие треугольники. На каждом треугольнике расположен маленький квадратик контрастного цвета (сердцевина цветочка).

Старшая и подготовительная группа:

«Логическое домино» Набор блоков распределяется поровну между детьми (не более четырёх участников), они поочерёдно делают ходы. При этом ходить можно разными способами: фигурой иного цвета, формы, размера либо же блоком такого же размера, но иного цвета и формы. При отсутствии нужной детали участник пропускает ход.

«Угадай-ка» Ведущий обращается к детям от лица игрушки (например, Лунтика), говорит, что любит дарить подарки друзьям. Их у него целая коробка. Лунтик уже выбрал подарок для кузнечика Кузи и предлагает ребятам выбрать их и для своих друзей. Но чтобы это сделать, нужно угадать, какого цвета игрушка приготовлена для Кузи. Лунтик прячет один блок, а дошкольники угадывают его цвет. Угадавший получает возможность выбрать подарок для своего друга: теперь уже он прячет одну деталь и просит угадать какое-то одно её свойство.

-«Проложи дорожки к домикам» Воспитатель выставляет 3 макета домиков (это могут быть и картинки) для трёх поросят. Между ними нужно выстроить дорожки, но по определённому принципу. Например, в первой дорожке рядом не должны находиться фигуры одного цвета, во второй — одной формы, в третьей — одного размера. По тому же принципу можно составлять гирлянды для нарисованной ёлочки, вагоны для поезда и т. д.

-«Рассели жильцов в доме» В городе блоков выстроили новый красивый дом, а жители (блоки) никак не могут расселиться в нём. Им должны помочь дошкольники: при этом в каждой квартире должны оказаться жильцы одного размера (либо толщины). В усложнённом варианте воспитатель не озвучивает условия, а использует символические картинки, где толщина — худой либо толстый человечек, размер — большой или маленький дом.

-Настольно-печатная игра  «Помоги блокам выбраться из заколдованного леса». Перед дошкольниками карта с изображением лесной чащи, в которой заблудились фигуры. Также нарисованы дороги, на их развилках есть знаки, указывающие, каким фигурам можно идти по этой тропе. Если знак перечёркнут — это значит, что по данной дорожке разрешено двигаться только фигуре, не такой, как нарисованная. Таким образом ребята поочерёдно выводят все блоки из волшебного леса, рассуждая, какую именно дорожку всякий раз нужно выбрать. Чтобы сделать сюжет игры более захватывающим, педагог каждый раз может наделять фигуры новыми образами: например, это могут быть корабли, которых нужно вывести из разбушевавшегося моря (необходимо нарисовать соответствующую карту).

-«Составь картинку» Ребятам предлагаются изображения предметов с контурами составляющих их деталей. Каждый элемент имеет символическое обозначение, где указаны все его свойства (в то время как в более младшем возрасте ребята составляют подобные картинки, исходя только их формы блоков).

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 03.04.2024

Дата обновления: 03.04.2024

Дата публикации: 11.09.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».