Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений детей дошкольного возраста

08.09.2023

Введение

Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец), ни одна из которых не может полноценно развиваться вне предметной организации. Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды. Развивающая среда образовательного учреждения является источником становления субъектного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей; способностью ребенка познавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия и познания в играх, общении, рисунках, поделках.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а ведь именно оно определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.

Концептуальная модель предметно-пространственной развивающей среды включает в себя три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени.

К предметному содержанию относятся:

• игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы);

• учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);

• оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений).

Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является реализация идей развивающего образования.

Развивающее образование направлено, прежде всего на развитие личности ребенка и осуществляется через решение задач, основанных на преобразовании информации, что позволяет ребенку проявлять максимальную самостоятельность и активность; предполагает перспективу саморазвития ребенка на основе познавательно-творческой деятельности.

Актуальность: Содержание дошкольного образования постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых методов обучения. Внедрение новых технологий позволяет разнообразить совместную деятельность с детьми.

В современной педагогике приоритетной является вопрос о создании условий для интеллектуально-творческого, эмоционального развития ребенка и развития его личностных качеств. Наиболее эффективным способом в решении этого является использование проектной деятельности.

Проектная деятельность позволяет воспитателю решать множество психолого-педагогических проблем, при этом учитываются и возрастные особенности, и интересы детей. Процесс совместной деятельности педагога и ребенка становится более увлекательным и направленным на интеллектуальное развитие дошкольников посредством внедрения логических блоков Дьенеша.

Цель работы:

создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование логических блоков Дьенеша.

Игры и упражнения по развитию мыслительных способностей с использованием логических блоков Дьенеша позволяют решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитательный.

Познавательный аспект:

— формирование и развитие различных видов памяти, внимания и воображения, умений и навыков;

— формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект:

— развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

— развитие сенсорной сферы, развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект:

-воспитание системы нравственных межличностных отношений

Задачи:

1.                   Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2.                   Создать необходимые условия для работы по данной проблеме – обогатить методический инструментарий.

3.                   Разработать систему по использованию блоков Дьенеша для развития логического мышления детей.Хочу такой сайт

4.                   Заинтересовать родителей проблемой развития элементов логического мышления средствами развивающих игр (логических блоков Дьенеша).

5.                   Повысить интерес педагогов к использованию логических блоков Дьенеша для развития логического мышления  дошкольников.

6.                   Провести анализ эффективности проделанной работы.

Этапы работы:

Анализ и подбор методических пособий и технологий; оформление уголка занимательной математики; разработка конспектов занятий; изготовление дидактических пособий и игр. В своей работе я использовала следующие методы и приёмы: игровые, словесные, наглядные, проблемно-поисковый метод (основной, показ способов действий). При организации интеллектуальной деятельности я использовала следующие формы работы: специально организованные занятия; совместная деятельность; свободная деятельность детей; главная форма организации — игра, а также следующие материалы и оборудование: логические блоки Дьенеша, альбомы для занятий по методике.

Для развития интеллектуальных способностей детей была создана предметно-развивающая среда: уголок занимательной математики, оснащённый играми, пособиями, материалами математического содержания; учебная зона (фланелеграф, магнитная доска).

Ожидаемые результаты работы:

Работа по ФЭМП у детей, организованная таким образом, привела к определённым результатам. Дети к подготовительной группе научились различать форму, цвет, размер, толщину, длину, высоту, ширину объектов; познакомились с составом числа; усвоили отношения между числами; имеют представления о математических понятиях; обосновывают свои суждения; логически мыслят; проявляют любознательность; успешно усваивают знания по математике.

Работа с родителями:

Вся работа по развитию у детей логического мышления проходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. Анкетирование лишь подтвердило предположение о том, что родителей тоже нужно вооружать системой знаний по этому вопросу. Для родителей были проведены:

-                    консультации в группе о подборе игр по формированию логического мышления;

-                    индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;

-                    родительское собрание;

-                    открытый просмотр — показ занятий с блоками Дьенеша (цель – обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребенка);

-                    мастер-классы по ознакомлению родителей с приемами работы с дидактическим материалом — логические блоки Дьенеша;

-                    совместные игры – занятия с детьми и родителями (во второй половине дня);

-                    тематические праздники;

-                    выставка детского творчества «4 времени года»;

-                    совместное изготовление дидактических и развивающих игр;  

-                    Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления.

При работе с родителями особый упор делали на практическое взаимодействие: наиболее эффективными были активные консультации и мастер-классы для родителей «Блоки Дьенеша — забавная игра для развития и ума». Именно после этих мероприятий родители настроились на активное сотрудничество.

В уголке для родителей периодически вывешивался материал по освещению этапов развития у детей логического мышления, познавательного интереса, советы в помощь родителям, сопровождающиеся фоторепортажем, иллюстрациями, литературой.

Все это обогащает их впечатления, появляются общие интересы, доставляет радость общения, и развивает познавательные интересы детей.

В результате совместная работа с родителями помогла расширить познавательные интересы детей; папы и мамы стали активными участниками наших игр, бесед, их интересовали и методы, и приемы, и тематика занятий, и результаты тестирования, и, конечно, успехи детей. Это были уже наши союзники, сотрудники, с которыми можно было легко решать последующие этапы обучения. У родителей появилось внимание к интересам детей, они стали глубже понимать их, стремились быть другом своему ребенку, а не только старшим наставником. Это была одна из главных задач, которую я ставила перед собой, работая с родителями воспитанников.

При организации взаимодействия с педагогами ДОУ были проведены мастер-классы по применению блоков Дьенеша.  

Также проводилась консультация по проблеме «Использование блоков Дьенеша в совместной деятельности». Педагоги приглашались в группу на открытый просмотр для ознакомления с организацией проведения игр и упражнений с детьми. На педагогическом совете познакомили коллег с опытом работы по данной теме. Педагоги проявили большой интерес к данной теме и приходили в группу для ознакомления с альбомами и наборами для игр. Были предложены планы использования игр для работы с обучающимися с учетом возрастных особенностей детей. 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 03.04.2024

Дата обновления: 04.04.2024

Дата публикации: 08.09.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».