01.09.2020
К 5-6 годам - словарный запас ребенка составляет примерно 3000 слов.
Ребенок уже сознательно подходит к некоторым языковым явлениям, он задумывается
над своей речью, сам создает по аналогии ряд новых и своеобразных слов
(Например, он говорит
"намакаронился" (съел макароны), "не отсонился" (не
выспался) и т. д.). Это свидетельствует о том, что ребенок пытается осознать
некоторые принципы образования новых слов, но в силу отсутствия у него
достаточного речевого опыта делает это неудачно.
На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и
речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные
признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать
их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию.
Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца
выслушивать ответы взрослых.
В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи
впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и
правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах.
Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно,
последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа.
На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в
слове, подбирать слова на заданный звук. Все это возможно лишь в том случае,
если в предшествующих возрастных группах воспитатель развивал у детей
фонематическое восприятие.
Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи
взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и
замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Подражая
взрослым, дети могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации:
повышать и понижать тон голоса, выделять в фразах отдельные слова и синтагмы,
правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к
произносимому.
У ребенка удлиняется выдох. Гласные звуки он способен произносить в течение 3-7
с, свободный выдох при дутье на султанчик несколько короче (от 2 до 5с).
К концу пятого года многие дети овладевают произношением всех звуков родного
языка, однако некоторые все еще неправильно произносят шипящие звуки, звук
"р".
Итак, к пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной
стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в
целом становится чище, отчетливее. Возрастает речевая активность детей. Дети
начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не
всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.
На шестом году жизни продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Все чище
становится произношение, точнее высказывания, более развернутыми фразы. Ребенок
не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает
устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие
отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается
рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно,
что он хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к
своему высказыванию у ребенка появляется и более критичное отношение к речи
сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытку передать свое
эмоциональное отношение.
В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к
обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и
последовательно передавать увиденное, правильно произносить слова и фразы.
Дошкольник, даже хорошо владеющий речью, часто, например, не осознает, что
слово состоит из отдельных звуков. Но достаточно привлечь внимание ребенка к
звуковой стороне речи, как она становится источником его активных наблюдений.
Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно. Нередко
наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и
письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее
развития. К таким отклонения надо отнестись очень внимательно и своевременно их
устранить, иначе они могут задержать умственное развитие ребенка, травмировать
его психику.
Просмотров всего: , сегодня: